Госкорпорация «Росатом» собирается в ближайшие три года увеличить парк арктических ледоколов с четырех до семи, а к 2030 заменить три из семи на новые.
Это позволит увеличить с 20 млн тонн до более чем 100 млн ежегодный трафик грузов по Северному морскому пути, строят оптимистичные прогнозы представители федерального правительства и развивающего арктические проекты крупного бизнеса. «Росатом» собирается до конца 2021 года добиться ввода в строй ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Ледоколы строит «Балтийский завод» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации), головной атомоход серии должен быть полностью готов к сдаче уже в конце этого года.
На Международном арктическом форуме в Петербурге во вторник, 9 апреля, руководство госкорпорации сообщило о планах почти полностью обновить ледокольный флот к 2030 году.
Три новых ледокола, строящиеся на «Балтийском заводе», являются ледоколами проекта 22220 мощностью 60 МВт каждый, обязанными работать в море и устьях рек, при этом стать самыми большими в мире и уметь проводить во льдах высотой до трех метров в одиночку танкеры водоизмещением до 100 тысяч тонн.
Заявленный срок сдачи головного универсального атомного ледокола «Арктика» – до конца этого года, первого серийного атомного ледокола «Сибирь» – ноябрь 2020 и второго серийного атомного ледокола «Урал» – ноябрь 2021 года.
Глава «Росатома» Алексей Лихачев пообещал, что безымянные пока четвертый и пятый атомоходы серии будут готовы к 2030 году, тогда как три строящихся на «Балтийском заводе» уже позволят выполнить задачу ежегодной транспортировки Севморпутем 80 млн тонн грузов.
В соответствии с одним из майских указов президента РФ, грузопоток по Северному морскому пути к 2024 году обязан возрасти до 80 млн тонн.
На данный момент в парке ледоколов «Росатома» четыре судна: «Таймыр», «Вайгач», Ямал» и «50 лет Победы». К 2030 году в строю должен остаться только один последний. К нему и пяти атомоходам серии 22220 должен добавиться ледокол класса «Лидер» – мощностью 120 МВт. В конце марта в Петербурге, на базе Крыловского научного центра начались испытания его модели.
К 2035 году, по словам Алексея Лихачева, в строю должно быть три «Лидера». В том числе это позволит увеличить грузопоток по Севморпути до 110-120 млн тонн в год.
«Это позволит выйти на коммерческое круглогодичное использование Севморпути со скоростью порядка 18-20 км/ч», – объявил глава «Росатома» .
Сейчас март-апрель считаются месяцами, когда судоходство в Северном Ледовитом океане затруднено.
«Росатом» рассчитывает в первую очередь на помощь в перевозке минерального сырья: Новопортовское месторождение «Газпром нефти», «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» «Новатэк», уголь Таймыра компаний «Восток уголь» и «Северная звезда», Ванкорский кластер и Пайяхское месторождение «Роснефти», Певек и Павловское месторождение самого Росатома.
К 2024 году, прогнозирует «Росатом», можно добиться перевыполнения президентского указа, доставляя по Севморпути 92,6 млн тонн.
41 млн, согласно прогнозам «Росатома», – это газ «Новатэка», 23 млн – уголь Таймыра, 17,1 млн – нефть «Газпром нефти» и «Роснефти», 8 млн – ж/д грузы для морского экспорта, 3,5 млн тонн – металл «Норильского никеля» и прочие грузы.
«Росатом» является сейчас единым инфраструктурным оператором Северного морского пути, напомнил зампредседателя правительства Максим Акимов. Финансирование развития этого направления будет, по его словам, заложено в так называемом «тринадцатом национальном проекте», то есть госпрограмме развития транспортной инфраструктуры. Правда, суммы не озвучил.
В январе из разработанного Росморречфлотом плана-графика реализации федерального проекта «Северный морской путь» стало известно, что в течение 2019–2024 годов на него потребуется 905,6 млрд рублей.
Однако расходы того стоят, уверено руководство страны.
«Мы уже в три раза побили советский рекорд 1987 года, когда Северным морским путем было перевезено 6,5 млн тонн, – заявил президент Владимир Путин во время пленарного заседания арктического форума. – Нарастить грузопоток до 80 млн тонн – реалистичная и просчитанная задача».
Именно новые ледоколы «Росатома», которые, подчеркнул президент, строят здесь, в Петербурге, должны в итоге сделать Севморпуть выгодным и коммерчески привлекательным. Для этого государство готово пойти на меры поддержки – например, на снижение налога на добычу полезных ископаемых и льготы по НДС.
Конкретнее меры стимуляции желающих вложиться в Арктику должны быть прописаны в специальном законе, который собираются принять до конца года, уверяют представители правительства.
Алексей Дмитриев, «Фонтанка,ру»
9 апреля в Петербурге официально начал работу международный форум "Арктика - территория диалога". Представители руководства России и соседних стран, руководители госкорпораций и работающих в Арктике частных компаний, губернаторы северных регионов обсуждают проблемы макрорегиона: перспективы развития шельфовых и Северного морского пути, добычи и транспортировки полезных ископаемых, туризма и малой авиации. Форум впервые проходит в Петербурге, два года назад последний, четвертый раз мероприятие проходило в Архангельске.