Реформа силовых ведомств внесла путаницу в пенсионные блага сотрудников. Спецназовец ФСИН Петербурга оставлен без льготных выплат за выслугу, будто и не было в его биографии службы в переставшем существовать наркоконтроле.
Санкт-Петербургский городской суд 10 апреля рассмотрит жалобу офицера Андрея Петроченкова, всю жизнь прослужившего в полиции и подразделениях спецназа. При увольнении из УФСИН ему отказали в льготном исчислении стажа на прежних местах работы. Федеральные законы позволяют ведомствам экономить на благодарностях.
На службу государству Петроченков поступил в 20-летнем возрасте – в 2004 году. Проработав год, перевелся в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) оперуполномоченным спецназа «Гром». Оставался в ведомстве до его расформирования в 2016-м fontanka.ru/2016/04/13/008/. Петроченкова зачислили в МВД, еще через год он отправился в региональное УФСИН инструктором-снайпером спецназа «Тайфун».
В сентябре 2018 года майор решил завершить отношения с государством и подал рапорт на увольнение. Календарно его карьера продлилась чуть более 14 лет, но служба в спецподразделении ФСКН по закону исчисляется льготно – месяц за полтора. При такой арифметике он отслужил более 20 лет, и этот стаж дает право на получение пенсии по выслуге лет.
Петроченков в УФСИН отслужил год с хвостиком, но именно на эту структуру выпала роль государственной груди, наделенной почетной обязанностью кормить снайпера пенсионным молоком до самой смерти. В ведомстве льготную выслугу не учли, посчитав ее календарно, остановились на 14-летнем стаже и в пенсии отказали.
Эпистолярный диспут с кадрами УФСИН завел Петроченкова в тупик, хотя прежний его работодатель, МВД, подтверждал льготную выслугу, на работу в уголовно-исполнительную систему он был принят с льготным сроком стажа, а в постановлении правительства от 2004 года прямо указано, что месяц службы в подразделениях специального назначения ФСКН засчитывается за полтора.
Петроченков подал в Дзержинский суд Петербурга иск о признании за собой льготного трудового стажа и права на пенсию.
Разбирательство выявило федеральную коллизию. Выяснилось, что УФСИН опирается на закон РФ и постановление правительства, принятые в 1993 году. Они регулируют пенсионное обеспечение военнослужащих, полицейских, фсиновцев, пожарных, росгвардейцев, бывших «наркоконтролеров». В них указано, что в выслугу лет после увольнения из уголовно-исполнительной системы засчитывается в том числе служба в ФСКН, но, по мнению ФСИН, ее зачет на льготных условиях не предусмотрен. Поэтому Петроченков может претендовать только на календарное исчисление своей карьеры в наркоконтроле, а этого для пенсии по выслуге оказалось недостаточно. Другие нормативные акты о порядке льготного исчисления выслуги лет сотрудникам наркоконтроля ФСИН не признает, считая, что они распространялись только на тех, кто увольнялся непосредственно из наркоконтроля.
Суд не принял доводы Петроченкова и в льготной пенсии ему отказал. Его дело дошло до Санкт-Петербургского горсуда, рассмотрение апелляционной жалобы снайпера назначено на завтра, 10 апреля.
УФСИН будет настаивать на своей правоте. По закону ведомство несет бремя пенсионного обеспечения увольняемых сотрудников независимо от прежних мест их службы. При этом силовая реформа 2016 года, когда были расформированы ФСКН и ФМС, основным «выгодоприобретателем» сделала МВД. Ему перешли не только функции и полномочия наркоконтроля и миграционщиков, но и штат, имущество и федеральное финансирование. А так как Петроченков далеко не единственный, кто служил в других ведомствах, а увольняться будет из ФСИН, то признание льготной выслуги на прежних местах работы повлечет дополнительные расходы.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»