В центре Петербурга - два трупа. Трое покалеченных. ВМW пролетела 120 метров по тротуару. «Фонтанка» нашла виновного.
Уголовное дело в отношении 30-летнего Мурада Касымова расследуют в условиях абсолютной очевидности: непосредственно над местом трагедии на Невском, где погибли двое, а трое отправились в больницу, «Фонтанка» насчитала три видеокамеры; водитель не отпирается – мол, употреблял внутрь; разбитые иномарки никуда не денутся. Жертвы тоже. «Фонтанка» не только измерила бестормозной путь BMW, сносящего людей. Журналист прошелся по местам, где виновник надышался популярными сегодня «шариками».
– Он пьяный? – по телефону спросил журналист «Фонтанки» у знакомого полицейского, который уже работал на месте аварии в ночь с 23 на 24 февраля.
– В первую секунду показалось, что пахнет. Потом поняли – «шарики», – ответил собеседник.
Журналист «Фонтанки» измерил все шагом.
К половине первого ночи уже 24 февраля черная BMW X6 с наглухо затонированным лобовым стеклом проскочила перекресток с Литейным и пошла побыстрее. Продолжалось недолго. Метров через пятьдесят, возле дома 53, иномарка пошла на обгон, задев «Мерседес», потом чиркнула по «Шкоде Октавия», и «БМВ» выкинуло на тротуар. Машина вильнула, чуть задев фонарный столб.
Не снижая скорости, понеслась по пешеходному пространству. Метров через двадцать BMW влепилась в первую дверь Starbucks. Выбив ее, через десять метров – во вторую.
Тут машина убила двоих. Один – гражданин США Тодд Эшли Кровел. (Как политически-то «повезло» опять нам!) Энергия была такова, что удары не останавливали механизм на четырех колесах. Автомобиль уверенно несло вперед по тротуару. Еще метров через десять BMW влетела под колонны Corinthia Hotels, и пространство под козырьком в тринадцать метров прошла бодро. Хотя и теряя на ходу куски от бампера.
Движение по прохожим продолжалась еще пятьдесят семь метров. И только после этого машину выкинуло вновь на Невский. Где она наконец застыла поперек движения.
Все же на видео все летит страшнее.
Трупы увезли не сразу. Скорая забирала живых. Сегодня трое в Мариинской больнице, один из которых очень тяжелый. Значит, человек в лучшем для него случае станет инвалидом.
Водитель, собственно, из-за руля никуда и не делся. Может, пару раз стукнулся головушкой, но крови на нем полицейские не увидели. Если совсем в лоб, то он только проснулся от случившегося. Сначала говорил как-то вяло, потом языку полегчало. Настало прояснение в мозгу, и он членораздельно отвечал на запрограммированные вопросы.
«Фонтанка» уже публиковала его резюме. Родился в Азербайджане, в Петербурге семья живет примерно с 2010 года. Причем родня нехилая. В трехкомнатной квартире на улице Джона Рида зарегистрирован как Мурад Касымов, так и 21 его земляк. Они дружные. Многие вскоре подскочили на Невский, но крыть было нечем. Поэтому обошлось без принятых в таких случаях шумных кавказских наречий. Да и полицейских вокруг Касымова стояло человек восемь.
«Фонтанка» проверила поведение Касымова на перекрестках и в переулках Петербурга. За пару лет – 55 нарушений. Сначала на «Мерседесе», потом на BMW X5, а с 2017 года опять на Х, но на единицу круче. «Фонтанка» выяснила, что 14 ноября прошлого года Касымов лишен прав. В тот день он отказался от освидетельствования. Может, и тогда наглотался «шариков».
«Фонтанка» не заметила его активности в каком-либо буржуазном предпринимательстве. Ну, отец его скромный индивидуальный предприниматель. Отсюда вывод – единственным своего рода промыслом является публично им декларируемая «ВКонтакте» торговля модными номерами. В протоколе допроса указано – безработный.
Его отвезли на Боровую улицу, куда возят на обязательную экспертизу. Теперь он не отказался от освидетельствования. До допроса у следователя несколько раз разным сотрудникам объяснил свое видение. Дословно: «…на Думской в баре надышался «шариками»... вот меня и выключило… я, честно, в шоке…»
– Ты еще скажи – «больше не буду», – посоветовал ему сотрудник ДПС.
«Шарики» – явление предельно понятное. Если взрослому читателю неясно, то, примитивно говоря, это азот, на который подсела клубная молодежь по всей России. Газ не запрещен, о его вреде писано-переписано, полицейские сводки полны авариями после его применения, и так далее, и тому подобное. В Петербурге с особой плотностью продают шарики на улице Ломоносова и Думской. Если совсем коротко, то газ вызывает глупое поведение. В этом и есть конкурентное преимущество.
«Фонтанка» спросила у одного из сотрудников дорожной полиции, часто ли с «шариками» во лбу им попадаются чудаки на дорогах. «Все чаще», – спокойно ответили нам. «Где их брать-то?» – второй вопрос шел прицепом. «Да на каждом углу».
Журналист доехал до центра. Припарковав машину, прошел примерно метров пять, и на него по-доброму набросилась девушка. Покупай «шарик», и все тут. Купил за копейки.
Как дурак с этим «шариком» я прошелся по ряду аналогичных клубов. Везде спрашивал про «шарики». Нигде мне не отказали. Встретил замечательного персонажа явно после «шариков». Смешно.
Дойдя до канала Грибоедова, зафиксировал набережную в сплошных остатках шариков. Повернул обратно.
Безобидная, как кажется, детская игрушка приводит к очень взрослым последствиям. Уголовное дело возбуждено по статье 264 УК «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть двух или более… ». Между прочим, по части шестой этой статьи, то есть «смерти двух или более... в состоянии опьянения». Получается, что «шарики» показывают наркотическое состояние.
К утру Касымов был в камере. В воскресенье или в понедельник, 25 февраля, Главное следственное управление никуда не денется – выйдет на арест.
Погибшему американцу было 40 лет. Вторая жертва из Москвы – Евгения Корнеенкова. Ей в ноябре прошлого года исполнилось 38. И зараза, именно в тот день, когда у Касымова отбирали права.
В мрачной истории есть русское – «пронесло». Хорошо, что «шарики» массами глотают к ночи. Допустим, подышал Мурад в час пик, и на Невском трупами больше, чем, если здание ИТМО сложилось бы на головы тех спасшихся студентов.
Везет сегодня Петербургу.
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"