Хельсинки 17 января первым принял на себя удар снежной стихии, потом настала очередь Петербурга. Однако пока жители Северной столицы на чём свет стоит ругают коммунальщиков и постят непотребного вида улицы, финны любуются зимними пейзажами, едут на работу на лыжах и не ропщут. Почему так, разбиралась «Фонтанка».
В ночь на 17 января в Хельсинки намело не меньше 10 см снега, но это никого не удивило и не возмутило.
В соцсетях недовольных уборкой финнов мы не нашли. Жители Суоми выкладывают фотографии заснеженных улиц и сугробов, которые покрыли автомобили и велосипеды, придумывают снежной буре разные названия и… шутят.
«…в 7:30 дорога и пешеходные дорожки были свободны. Это отличная новость, хотя на самом деле это совсем не новость», – констатирует пользователь Twitter Пяйви Лааксо-Куйвалайнен.
Сотрудники сервиса аренды автомобилей делятся тем, как раскапывали авто из снега. Так приходилось делать и тем, кто хотел воспользоваться услугой. «Снежное инферно, снежная буря и что там ещё! Наша команда спасала сегодня машины от снега, как и наши замечательные пользователи — спасибо».
Да что там машины. Жителей Хельсинки, которые, как известно, круглый год ездят на велосипеде, огорчила невозможность использовать байк: «Никакого велосипеда сегодня, потому что ночью к нам пришёл «Белый каратель».
«Редко когда увидишь в Хельсинки человека, который съезжает по ступенькам на лыжах», – замечает Сини Корпинен.
«Мимо меня проехал молодой человек на сноуборде. Я бы сказала, эффективный выбор», – отвечает ей Элина Хёлття. Как оказалось, нашлись люди, которые предпочли лыжи общественному транспорту. Так, газета Helsingin Sanomat написала о жительнице города-спутника Эспоо, которая отправилась так на работу в центр Хельсинки. Кое-где всё же пришлось пересесть на метро, а местами мешали уже посыпанные песком тротуары.
Кстати, ступеньки Кафедрального собора к полудню тоже были очищены
Пользователь Кари Хаакана отнёсся к снегопаду с юмором: «На связи Хельсинки! Отправьте: одеяла, рюкзаки, колу, ром и ездовых собак. В подвале Дворца правительства и Ситуационного центра [железнодорожной компании] VR еще есть выжившие. Ближайший аэропорт приземления, по-видимому, Ивало [Лапландия]».
Шведы называют это «Снежная пушка», немцы называют это «Монстр с Востока», голландцы называют это «Сибирский медведь», финны называют это «Четверг».
У петербуржцев столько веселья ситуация не вызывает.
«Нормально для русской зимы. А уборка, увы, стала совсем странной», – комментирует фото заметённого центра Петербурга пользователь "Инстаграма" @neagnese.
«Где уборка снега? Второй час на маршрутке еду до вокзала, проехал три района (маршрутка 271-к), спецтранса на улицах нет!» – негодует @glebzya.
«В общем, Петербург ждёт весны. Приедет весна – вывезет снег. И сосули прихватит. А пока гражданам предлагают самостоятельно взяться за уборку. Лопат-то хватает», – иронизирует @davay_lechitsya.
Однако не для всех предложение взяться за лопаты — это повод поворчать. Нашлись те, кто предложил устроить флешмоб #всеговорятяделаю, однако пока массового внимания он не привлёк.
Почему же финны так спокойно реагируют на снегопад?
«Так у нас это штатная ситуация. Нештатно – это когда сильный ветер, обледенение, метель мокрая. Тогда рекомендуют не вылезать из дома», – объясняет переводчик Полина Копылова, которая уже более 15 лет живёт в финской столице. По её наблюдениям, в центре дороги и тротуары чистят быстро, в районах с многоквартирными домами убирают 2 – 3 раза день, хотя в частном секторе на узких улочках технику можно ждать до вечера. Ездить по 10-сантиметровому слою, конечно, не удобно, признаётся жительница Хельсинки. «Единственное, на что может сильно повлиять снегопад, – это железная дорога. Начинают опаздывать поезда, и вот по этому поводу люди ругаются. Так что сейчас стараются заранее предупреждать об изменениях в расписании, и само расписание на день снегопада формируют так, чтобы успевать чистить пути».
Готовиться к приходу стихии финны начали ещё накануне. Finnair предусмотрительно отменил более 40 рейсов, из графика вычеркнули несколько электричек. Город разослал релизы, что снегоуборочная техника к снегопаду готова. Местных жителей так напугали, что они были готовы к худшему, но «Белый каратель» не оправдал ожиданий.
Конечно, сравнивать 600-тысячный Хельсинки с Петербургом, население которого такое же, как во всей Финляндии, сложно, но даже соотнося масштабы, можно заметить, что справляется финский город, в общем-то, малыми силами. Как рассказал «Фонтанке» представитель отдела окружающей среды администрации Хельсинки Кото Рой, ежегодный бюджет города на уборку снега составляет около 23 миллионов евро (1,8 млрд). Площадь обслуживания зимой – около 2100 га улиц, а также около 100 га зимних трасс в парках.
Всего в городе есть несколько сотен единиц снегоуборочной техники, в общей сложности около 300 транспортных средств, однако лишь две трети из них принадлежит городу, поскольку при необходимости нанимают подрядчиков и субподрядчиков. У Хельсинки также есть 50 грузовиков, которые задействуют в снегоуборочных работах, но если они не справляются, на помощь вновь приходят подрядные компании.
То есть на одну единицу техники в финской столице приходится 6 га, что сравнимо, например, с российским Екатеринбургом. В Петербурге же, как ранее подсчитала «Фонтанка», техники больше — 3,9 га на одну машину.
Уборкой снега вручную в Хельсинки занимаются около 100 работников (В Петербрге дороги убирают около тысячи "ручников", еще от 7 до 8 тысяч дворников привлекают жилищники для уборки внутриквартальных территорий). В основном они чистят ступеньки и автобусные остановки. При обильных осадках к уборке снега могут привлекаться, например, те сотрудники, которые опорожняют мусорные баки, уточнил Кото.
Обязанности по освобождению улиц из снежного плена город делит с владельцами зданий и земельных участков. Город отвечает за расчистку проезжей части, а также тротуаров в отдалённых районах. А вот за уборку снега с тротуаров и посыпку их песком в центральной части столицы, как правило, ответственность несут владельцы зданий. Бездействующих штрафуют. Они же обязаны убирать кучи снега с обочин, собранные при расчистке проезжей части. Такая система действует только в столице, в остальной Финляндии за всю уборку отвечают муниципалиты. За территорией перед многоквартирными жилыми домами следят Taloyhtiö (аналог российского ТСЖ), если двор маленький, то снег может убирать и сам управдом.
Снег в Хельсинки расчищают по следующему принципу: в первую очередь снегоуборочная техника проходит по главным магистралям и улицам, по которым ходит общественный транспорт. Только после этого приходит очередь улиц в жилых микрорайонах. По правилам, небольшие улицы должны быть очищены от снега не позднее трех дней после окончания снегопада.
Карта маршрутов снегоуборочной техники есть в Интернете. Если ситуация не экстренная, то за два дня до уборки выставляют дорожные знаки. Проигнорировавших предупреждение эвакуируют, и расходы по эвакуации взимаются с владельца. Можно подключиться к услуге, предупреждающей о необходимости переставить машину на время уборки снега. В зависимости от погодных условий расписание может меняться.
Весь снег со своих улиц и участков собственников город принимает на восьми своих площадках: на одной из них его сбрасывают в море, есть две снегоплавильные станции, на которых используются очищенные сточные воды, ещё пять — наземные точки сбора. Груз обязательно должен быть чистым и без отходов. За ввоз снега на площадку берут плату – 20 евро за грузовик (+ НДС 24%). Вывозить снег в другие районы, принадлежащие городу, строго запрещено.
Всё же сказать, что местных жителей всё устраивает, нельзя. В зависимости от погоды каждую зиму город получает порядка тысячи отзывов о работе снегоуборщиков. Так, в прошлом году от жителей пришло 2000 сообщений о зимнем обслуживании, половина из них касалась уборки снега.