28.11.2018 14:57
1

Генерал Повод сворачивает Бронку.

Петербургские центры электронного декларирования должны переехать в федеральный дом

Глава Северо-Западного таможенного управления Александр Повод приказал перевести Балтийский центр электронного декларирования из Бронки в здание Балтийской таможни. Аналогичная участь ждет Санкт-Петербургский центр - в городе наступает развязка многолетнего конфликта между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными чиновниками.

Picvario/Интерпресс
Picvario/Интерпресс

Как стало известно «Фонтанке», назначенный в начале ноября начальник Северо-Западного таможенного управления генерал-лейтенант Александр Повод дал указание руководителю Балтийской таможни Сергею Сенько перевести центр электронного декларирования в здание на Двинской улице, там располагается архив БТ. Это здание принадлежит Балтийской таможне, а на данный момент Балтийский ЦЭД располагается на частной площадке – в одном из помещений ООО «Феникс», которое управляет морским терминалом в Бронке.

Сообщивший об этом источник просил сохранить анонимность в связи с деликатностью ситуации. С одной стороны, перевода обоих расположенных в Петербурге центров электронного декларирования не избежать – это требование Федеральной таможенной службы, утвердившей в середине 2017 года специальную комплексную программу развития (её называют "Программа-2020"). В соответствии с ней предполагается увеличение к 2020 году доли электронных деклараций, регистрируемых в ЦЭД, до 95%, автоматически зарегистрированных экспортных и импортных деклараций – до 99%, а сами ЦЭД должны располагаться на площадках, которые находятся в федеральной собственности.

В Петербурге в связи с этим имеется банальная проблема: таможенные органы не располагают здесь зданием, где такие ЦЭД можно было бы разместить. Сегодня Балтийский ЦЭД находится в Бронке, а Санкт-Петербургский – в Шушарах, в здании логистической компании «Тамарикс» (ООО «Тамарикс» и «Тамарикс Лоджистикс» принадлежат четырем частным лицам, основные из которых Эдуард Ли и Маргарита Прохорова).

Говорят, бывший глава СЗТУ Александр Гетман предпринимал попытки исполнить указание своего федерального начальства и вел переговоры о приобретении здания в квартале «Царская столица» рядом с Боткинской больницей в центре Петербурга. И опять же говорят, что новый руководитель СЗТУ увидел в результатах этих переговоров нечто сомнительное и от их продолжения отказался. Поэтому сейчас начальнику Балтийской таможни придется перенести ЦЭД из Бронки на Двинскую, скоро что-то подобное, судя по всему, произойдет и с Санкт-Петербургским ЦЭД в Шушарах – он, скорее всего, переедет в одно из помещений Санкт-Петербургской таможни. А генерал Повод попытается найти новое здание, где в будущем разместятся оба ЦЭД, и расширить их деятельность до декларированных «Программой-2020» масштабов.

«В регионе деятельности СЗТУ появится Северо-Западная электронная таможня, в составе которой будет функционировать Северо-Западный таможенный пост (центр электронного декларирования), он сконцентрирует в себе весь декларационный массив в отношении товаров, перемещаемых всеми видами транспорта, кроме морского. При этом декларирование товаров, перемещаемых морским транспортом, будет сконцентрировано в рамках Балтийского таможенного поста (центра электронного декларирования) Балтийской таможни. И Северо-Западную электронную таможню, включая Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД), и Балтийский таможенный пост (ЦЭД) Балтийской таможни планируется разместить на федеральных площадях. В настоящее время проводится работа по выбору объекта недвижимости для приобретения», – сообщили «Фонтанке» в пресс-службе СЗТУ.   

Конкурентное преимущество

Все, что связано в нашем городе с центрами электронного декларирования, ассоциируется исключительно со скандалом в 2016 году. Тогдашний глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов распорядился расположить Балтийский ЦЭД в Бронке и запретить оформление на других постах Балтийской таможни – ООО «Феникс» в то время принадлежало ныне арестованному по обвинению в совершении ряда экономических преступлений миллиардеру Дмитрию Михальченко. Указание вызвало бурю возмущения среди участников ВЭД, которые заявили, что размещение центра декларирования, где в будущем должно происходить таможенное оформление всего импорта-экспорта Северо-Запада, на территории конкретного частного терминала дает последнему огромные конкурентные преимущества.

Стивидоры указывали и на объективное обстоятельство: заниматься таможенным оформлением грузов всем удобнее в центре Петербурга, где находится большинство терминалов порта, а не в Бронке, до которой нужно еще добраться через пробки и КАД.

Недовольство высказали Ассоциация морских торговых портов России, представители таких гигантов стивидорного бизнеса, как Global Ports и UCL Holding, владеющих мощными терминалами в портах Санкт-Петербург и Усть-Луга. В ситуацию вмешивался лично вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов (ныне глава ВЭБ), но даже ему не удалось убрать Балтийский ЦЭД из Бронки, хотя с тех пор Бельянинов перестал быть главой ФТС, а Михальченко – владельцем «Феникса». Впрочем, вопрос о запрете оформления грузов на других постах Балтийской таможни после вмешательства Игоря Шувалова все-таки отпал.

На фоне шумной истории без внимания оказался Санкт-Петербургский ЦЭД, который также расположился в частном секторе.

Сегодня ситуация несколько изменилась. Во-первых, большинство грузов все-таки оформляется в регионе удаленно, через электронные площадки. По оценкам участников рынка, не более 20% компаний вынуждены посылать своих представителей в Бронку или в Шушары для оформления грузов. Но есть мнение, что и этих 20% достаточно для наличия конкурентного преимущества. Кроме того, для участников ВЭД речь идет уже о принципе: почему у кого-то под боком «сидит» ЦЭД, а остальные должны к этому кому-то ездить?

Директор НП «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД» Роман Козлов заявил «Фонтанке»: «ЦЭД на коммерческих площадях – это конкурентное преимущество владельца, который всегда найдет нужный аргумент для начальника поста, почему какой-то груз этого поста должен выпускаться в первую очередь».

По словам Романа Козлова, если представить, что ЦЭД – не место локации таможенного органа, а часть комплексного решения по созданию электронной таможни, то место физического расположения инспектора вообще не имеет значения. «Тогда вопрос: направлять государственные деньги на технологические решения и дооснащение рабочих мест или гораздо большие суммы тратить на строительство и перевод инспекторов в крупные города? Встает вопрос дефицита профессионалов при образовании крупных подразделений в городах-миллионниках», – говорит эксперт.

Лев Годованник,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Создание сети электронных таможен и ЦЭД в ФТС России будет проходить в три этапа.

В 2018 году электронные таможни будут созданы в Приволжском, Уральском и Северо-Кавказском таможенных управлениях, пройдет концентрация декларационного массива в ЦЭД Владивостокской, Московской областной и Калининградской областной таможнях.

В 2019 году электронная таможня будет создана в Сибирском таможенном управлении, начнет работу Авиационная электронная таможня, ЦЭД Центральной акцизной, Центральной энергетической и Новороссийской таможен, произойдет концентрация декларирования товаров в ЦЭД Балтийской таможни.

В 2020 году электронные таможни появятся в Центральном, Дальневосточном, Северо-Западном и Южном таможенных управлениях.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (1)

jokir1971
Не совсем понял про переговоры Гетмана... Он хотел выгоду получить от приобретения здания? Значит правильно его турнули пинком под зад! Удивляюсь почему до сих пор на него дело уголовное не завели?

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор