Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Город Бизнес «Помощнику ОСАГО» требуется «Мастер».

«Помощнику ОСАГО» требуется «Мастер».

Центробанк консультируется в Петербурге, как запустить приложение для европротоколов

1 852
Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"/Архив

Государственный сервис для оформления ДТП без пострадавших может родиться быстрее, если возьмет за основу готовый продукт. Первый разговор с Центробанком уже состоялся.

О том, что представители ЦБ РФ инициировали диалог с петербургскими разработчиками, «Фонтанке» рассказал Евгений Тюлькин, основатель проекта «ДТП Мастер», известного также под названиями «Европротокол», «Калькулятор ДТП» и Road Accident Solver. Предполагается, что Петербург может стать одной из площадок для эксперимента по внедрению электронных европротоколов. Проект соответствующего постановления находится в стадии согласования.

Чтобы воспользоваться «Помощником ОСАГО», необходимо будет зарегистрироваться на портале госуслуг. В случае легкого, как минимум без пострадавших ДТП водителям нужно только внести номер страхового полиса, описать обстоятельства и поставить электронную подпись. Все остальные данные, а также геолокацию «Помощник ОСАГО» загрузит автоматически. Извещение о столкновении уйдет страховщикам, а автолюбителям не придется часами ждать ГИБДД. Так это должно работать в теории, о подводных камнях практики рассказал Евгений Тюлькин, который знаком с текстом проекта постановления и предполагаемыми механизмами работы приложения, создать которое предложил Банк России.

По словам специалиста, «Помощник ОСАГО», каким его видят в Центробанке, – сильно упрощенная версия «ДТП Мастера», разработанного в 2012 году. Концепцией не предусмотрены алгоритмы расчета, позволяющие определить роли участников аварии, справочники помощника для водителей, калькуляторы ущерба для противодействия страховому мошенничеству и тому подобные сервисы. Детали возможного сотрудничества команды петербургских разработчиков и Центробанка Тюлькин планирует обсудить в ближайшее время. Уже состоявшаяся на днях встреча носила, скорее, рамочный характер.

«Ребята в ЦБ оказались очень грамотные, они прямо сказали, что понимают, что какие бы постановления сверху ни рисовали, они очень сильно от нас отстают. Поэтому их к нам и привели эксперты рынка, в частности Константин Корчмарский, советник департамента проектной и инновационной деятельности ИТМО. И я согласен с его мнением, что было бы разумнее всего взять за основу наши наработки и применить их в работе нового приложения как «верхний слой» софта», – сказал Тюлькин.

Факт начавшегося диалога «Фонтанке» подтвердил Константин Корчмарский, а в ЦБ от ответа на вопросы уклонились, сказав только, что в их намерения не входило привлекать разработчиков «ДТП Мастера» к созданию «Помощника ОСАГО».

«Мы постараемся максимально помочь команде из ЦБ избежать тех же ошибок, которые совершали при создании нашей программы, – объясняет свою роль Тюлькин. – Мы давно доказали, что сервис по оформлению европротокола онлайн не будет работать без анализа виновности, без справочников водителя и прочее. В 98% случаев, попав в ДТП, водитель не может ответить на два вопроса: сколько стоит ущерб и самое главное – кто виноват».

По его словам, примерно в 2013–2016 годах разными командами было проведено множество тестов по созданию аналогичных онлайн-ресурсов без глубокого наполнения, итог один – приложения не заработали вовсе. И «Помощник ОСАГО» обречен на ту же участь, если в его концепцию на этапе создания не заложить больше чем просто отправку данных об аварии.

«Для понимания ситуации можете посмотреть, насколько малопопулярны аналогичные приложения в ЕС. Например, за все время существования самого удачного приложения в ЕС – assisto – его скачали всего около 40 000 раз, и это на 692 миллиона человек. Следующее приложение с весьма низкой оценкой, всего 2,9 балла, – Crashform by Assuralia – люди недовольны тем, как оно работает, там нет всего того, что решает проблемы водителей, поэтому и скачало его всего-навсего 117 человек на всю Бельгию», – рассказал Тюлькин.

Кроме того, очень важно решить вопрос синхронизации с базами госуслуг и определиться, как поступать, если их данные окажутся некорректными.

«У приложения ЦБ предполагается наличие доступа к базе данных госуслуг и МВД. Одним из подводных камней является то, что информация там не всегда достоверная, потому что заполняется людьми, – поясняет Тюлькин. – Вроде бы и хорошо, что человек получает предзаполнение всех граф своего европротокола. Но дальше тот уходит на проверку в страховую компанию, и человек может столкнуться с ситуацией, что ему просто откажут в выплате по формальным причинам».

Ошибки могут быть в номере паспорта, адресе проживания, той же серии и номере водительского удостоверения, марках машин. Непонятен и механизм заполнения данных с помощью введения номера страхового полиса. В нем может быть вписано десять водителей или вообще указан неограниченный круг лиц – «ехал Сидоров, а заполнено будет на Петрова». Кроме того, обработка данных из государственных баз сейчас занимает неприлично много времени, рекорд «ДТП Мастера» – около 40 минут на обработку данных с портала ФНС.

По словам Тюлькина, пока речь действительно не идет о разработке приложения с нуля, обсуждается, скорее, сотрудничество в части передачи ЦБ накопленного опыта. Цена — вопрос открытый. И это не миллиарды.

«Пусть ЦБ предлагает. Мы не банкиры. Но стоимость оформления одного ДТП, уже заложенная в стоимость полиса страховой компанией, составляет примерно 1500 рублей. И если мы сможем хоть какую-то часть из этих сумм получать на развитие нашего продукта, было бы неплохо для всех», – прикидывает он.

Продолжить общение с ЦБ петербургские разработчики готовы в любой момент. Если получится договориться, то, по прогнозам Тюлькина, продукт может быть создан уже до конца ноября.

Илья Казаков,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях