Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Город, которого нет:

Город, которого нет:

каким Петербург достанется новому губернатору

2 131
Проект реконструкции Конюшенного ведомства//Архив/Ксения Потеева/"Фонтанка.ру"

Подтолкнуть реновацию, пустить широтную магистраль над или под Невой, дать ход скоростному трамваю в Славянку и аэроэкспрессу в Пулково. Или всё-таки метро? Петербург ждёт нового губернатора с ворохом нереализованного.

Георгий Полтавченко пришёл в Смольный в 2011 году и споткнулся об амбиции предыдущей администрации. В аэропорту нужно было строить новый терминал, горожане бунтовали против «Охта-центра», многострадальная «Санкт-Петербург Арена» требовала денег. Новый губернатор сосредоточился на масштабном, а остальное убрал под сукно. Вынимать предстоит преемнику, и, быть может, при нём Пулково свяжут аэроэкспрессом с городом, Конюшенное ведомство настигнет реконструкция, а велодорожки не забросят.

Эпоху Полтавченко уже окрестили "болотом", в спину отставнику полетели характеристики «вялый», «нерешительный», «никакой». Георгий Полтавченко и вправду сливался с ландшафтом, но и ему есть что вспомнить. Пока он хозяйничал в Смольном, завершили строительство Западного скоростного диаметра, начатое в 2005 году. Городу оно обошлось в 54,1 млрд рублей. Ещё 158,6 млрд влилось из федерального и внебюджетного финансирования.

Символом эпохи Полтавченко, а заодно памятником коррупции и одним из самых дорогих стадионов мира стала «Санкт-Петербург Арена». Губернатор оптимистично давал доставшемуся от Матвиенко долгострою пару лет, но сроки продолжали переноситься. За это время стоимость выросла почти в семь раз, на помощь звали жителей. В итоге десять лет, больше 40 млрд, протекающая крыша и не выкатывающееся поле. Впрочем, преодолели. «Красиво», – оценили иностранные гости чемпионата мира по футболу.

При Полтавченко закончилось строительство крупнейшего в Европе небоскреба «Лахта Центр». Он должен был вырасти на берегу Невы в Красногвардейском районе, но за гармонию исторического центра встали градозащитники. Панораму отстояли. Зато огорчают любителей красивых пейзажей провода, уродующие городской центр. Их начали сматывать по разрекламированной программе «Чистое небо», но медленно.

В остальном Полтавченко нажал на тормоза. Без внимания остались задуманные предыдущей администрацией Ново-Адмиралтейский мост и Орловский тоннель, который должен был связать под Невой Смольную и Свердловскую набережные. Задвинули в ящик и аэроэкспресс, о котором грезили с 2004 года. Впрочем, не забыли. В 2014 году Полтавченко заявил, что иностранные гости чемпионата мира по футболу смогут добраться до аэропорта уже без пробок, но натолкнулся на отсутствие федерального финансирования. Через год маршрут подкорректировали и вторую точку в проложенном на бумаге плане передвинули с Балтийского вокзала на Витебский, а из федерального бюджета получили 10 млрд. Скорости электричке это не добавило. Проект продолжили обсуждать, выносить на Петербургский международный экономический форум и искать претендентов на государственно-частное партнёрство. Предполагалось, что к 2022 году аэроэкспресс поедет, но его снова оставили на запасном пути. Оппозиционные депутаты выдохнули: платить 350 рублей (такова примерная стоимость билета) за 26 минут пути дорого и непрактично. Вся линия ориентировочно обойдётся в 18,8 млрд рублей, не менее 8,8 из которых – частные инвестиции. «Уж лучше бы метро от Пулково до «Московской» сделали», – сетуют некоторые эксперты. Но Петербург – не Москва.

При Полтавченко город получил «Адмиралтейскую», «Бухарестскую», «Международную», «Беговую» и «Новокрестовскую», а ещё второй вестибюль «Спортивной». Семилетний итог – пять с половиной станций метро, строительство которых шло под скандалы и задержки зарплат рабочим. При таком раскладе обещание открыть пять только в 2018 году смотрится совсем уж нежизнеспособным. Сдать удалось только две, да и то под самый мировой чемпионат, ради которого пожертвовали комфортом «спальных» районов. Проигравший футболу Фрунзенский радиус в очередной раз отложили. Оценивать подорожавшие «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары» губернатор Полтавченко уже не будет. Хочется верить, что сдадут их всё же при Александре Беглове, а не дотянут до следующих губернаторских выборов.

Остались после Полтавченко и проекты скоростных трамваев. В Смольном амбициозно запланировали проложить линии в Славянку и Петергоф, но транспорт застрял уже на бумаге. Так, чтобы связать Петербург и Петергоф, нужно достроить 20 км трамвайных путей и потратить порядка 14,4 млрд. Экспертов смутил маршрут, потенциальных инвесторов – предложенные Смольным условия. На последний конкурс на право заключения концессионного соглашения не пришёл никто.

Нерешёнными остаются проблемы с обманутыми дольщиками. Квартиры продолжают ждать вложившиеся в дома ГК «Город», ЖК «Новая Каменка» и в скандально известный «Охта Модерн». Достроить последний не могут 13 лет, верхушка компании-застройщика под арестом по делу о мошенничестве, несостоявшихся жителей – больше 500 человек. И количество сорванных сроков продолжает расти: за первые две недели сентября Смольный уведомил Росреестр о 38 новых проблемных объектах.

И если в новостройки не могут вселиться, то из хрущёвок никак не выселить. Программу реновации в Петербурге приняли в 2008 году, и она, опять же, не московская. Предполагалось использовать резервный пояс промышленных предприятий, брать согласие с жильцов на расселение и подбирать квартиры в границах квартала. Через десять лет Полтавченко признал: «реально буксует».

Буксует и строительство нового городского зоопарка. Его проект увлечённо обсуждали ещё при Валентине Матвиенко. Полтавченко уверенно заявлял: будет. Зоопарк примеряли к Юнтолово, Удельному парку, Ржевскому лесопарку, но подходящей локации не нашли и замолчали до сентября 2018-го. Сейчас приоритетным местом называют Сестрорецк. Пристроить гигантское колесо обозрение, стоимость которого оценивают в 9,5 млрд рублей, с наскока тоже не вышло. Пока варианты для 170-метрового «СПб глаза» на стадии обсуждения.

Никак не преобразится и Конюшенное ведомство. Его хотели отдать «Плазе Лотус Груп» братьев Зингаревичей, но под давлением градозащитников контракт расторгли. Компания успела вложить миллиард и планировала сделать из объекта культурного наследия федерального значения элитный апарт-отель. Памятник вернули городу, перед инвестором извинились земельными участками, но с концепцией сохранения не определились. Без реконструкции томится Апраксин двор, с которого Смольный с завидным упрямством гоняет незаконных торговцев. Инвестора для одного из старейших рынков Петербурга всё же нашли. Цена вопроса – 5,1 млрд, срок – семь лет. Ещё не приступали, но уже готовятся.

На этом список нерешённого не заканчивается. Проект завода по сжиганию и переработке мусора на севере Петербурга заморозили в 2014 году, потратив около 90 млн рублей. Вернулись к нему скорее вынужденно: соглашение с греческими инвесторами, которое было заключено ещё семь лет назад, истекало и требовало действий. Терять вложенное не захотели и соглашение усиленно корректируют. Принимать готовятся в декабре. При Полтавченко перестал принимать отходы полигон «Красный Бор». Два миллиона тонн высокотоксичных отходов требуют рекультивации, президент Путин торопит, проекты очистных сооружений продираются через общественные слушания и государственные экспертизы. В подвешенном состоянии остаётся судьба парка Интернационалистов, где ещё в прошлом году собирались открыть океанариум. Проект одобрили в 2013-м, за пять лет стоимость выросла с 3,5 до 15 млрд. Противятся строительству горожане: протесты продолжаются почти год, но Смольный не идёт на компромиссы.

Пока же жителям остаётся рассчитывать на взаимность следующего губернатора, которому проект океанариума достанется вместе с остальным наследием. Добиться взаимности от нового командира рассчитывает и митрополит Варсонофий. Благословив освободившего кресло Полтавченко, владыка пообещал вновь поднять «исаакиевский вопрос».

Татьяна Ципуштанова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
17
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях