Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Осеннее обострение: поставщики предупредили о подорожании молока и мяса на 10%

Осеннее обострение: поставщики предупредили о подорожании молока и мяса на 10%

3 208
фото с сайта myasnoy-soyuz.ru
Источник:

Производители объясняют скачок увеличением стоимости сырья и ослаблением курса рубля. Ретейлеры уверяют, что пытаются смягчить удар за счет акций. Но в конце года ценник все равно придется переписывать - из-за повышения НДС.

О том, что в ближайшее время могут резко вырасти цены на мясную и молочную продукцию, «Фонтанке» рассказали несколько крупных петербургских производителей. По их словам, традиционная осенняя кампания по согласованию условий с торговыми сетями в этом году проходит особенно бурно. Итогом может стать исчезновение с полок части ассортимента, а также новая волна даунсайзинга — сокращения объема содержимого в упаковке. На помощь против несговорчивых ретейлеров призывают правительство.

Первыми изменятся ценники на колбасы. Как рассказал «Фонтанке» директор по продажам «Мит Стар» Валерий Сергеев, компания заканчивает согласовывать с сетями новые условия поставок. Уже сегодня говорят, что в среднем повышение составит 5 – 12%. «Но по некоторым позициям (с наибольшим содержанием свинины и говядины) рост был выше этого значения», – подчеркнул он.

В диапазоне от 2 до 10% увеличится стоимость продукции финской Atria (в Петербурге это колбасные изделия под брендом «Пит-Продукт»). Исполнительный директор «Атриа Россия» Илари Хююрюнен говорит, что компания направила сообщение о повышении цен розничным сетям несколько недель назад: «Конечно, наши партнеры не были в восторге от такой перспективы. Это, безусловно, удар по потребителю в текущей экономической ситуации. Но что мы можем поделать? Так вынуждены поступать все игроки».

Главная причина подорожания – резкий рост цен на сырье. По данным Национального союза мясопереработчиков (НСМ), с начала года стоимость свинины выросла в среднем на 30%, мяса птицы — на 35%, говядины — на 10% процентов. Вспышка африканской чумы свиней (АЧС) создала дефицит свинины, ее нехватку попытались компенсировали курицей, что привело к росту цен и на этом рынке. Также давление оказывало ослабление рубля. По оценке Atria, отечественная колбаса по-прежнему на 20% делается из импортного мяса. Причем из-за рубежа в основном везут говядину. Наконец, сказались на себестоимости расценки на корма, которые, по заверениям участников рынка, тоже привязаны к валюте.

Производители молочной продукции тоже меняют цены.

«Это первое в нашей отрасли массовое повышение за полтора года», – прокомментировал генеральный директор компании «Нева Милк» Владимир Зюков. По его словам, резкого подорожания сырья, как в мясной отрасли, у молочников не было. Но дорожают электроэнергия и упаковочные материалы, которые часто привязаны к курсу валют. «Можно сказать, что это отложенное повышение», – пояснил он. Сама «Нева Милк» уведомила ретейлеров о подорожании своего ассортимента на 5 – 6%. Сильнее подскочит стоимость сливочного масла, а меньше всего пострадают товары эконом-сегмента. «Здесь мы будем сдерживать за счет своей рентабельности», – подчеркивает топ-менеджер.

Начала диалог с сетями также «Галактика». Но пока переговоры идут «не слишком хорошо», признался директор по корпоративному финансированию и развитию Игорь Воронов. Как именно и на что компания хочет поднимать цены, он не указал, но отметил, что стоимость сырого молока выросла на 4 – 5% по сравнению с летом. Поскольку доля сырья в себестоимости готовой молочной продукции достигает 60 – 70%, в долгосрочной перспективе подорожание на полках будет пропорциональным, считает он.

ГК «Лосево» планирует начать переговоры с сетями на следующей неделе. Как рассказал совладелец компании Александр Маурэр, сейчас производитель продолжает просчитывать финансовые модели. Но, вероятнее всего, подорожание составит 7% и коснется молока и кефира в упаковке объемом 1 л, а также масла. Аналогичное повышение произойдет в собственной рознице «Лосево». По словам топ-менеджера, поскольку компания не только перерабатывает молоко, но и занимается молочным животноводством, для нее ситуация особенно критична. «За год цены на корма в среднем выросли на 25%, аналогичная ситуация с топливом и запчастями к технике», – пояснил он. В итоге некоторые позиции, к примеру творог, «Лосево» сейчас продает в убыток.

Опасаясь, что повышение цен приведет к снижению покупательского спроса, компания намерена разъяснять свою ценовую политику в соцсетях. «Мы планируем устроить голосование, предложив покупателю возможные выходы из ситуации — повышение цен, уменьшение количества продукции в упаковке или прекращение выпуска части ассортимента», – говорит Александр Маурер.

Ретейлеры подтверждают, что кампания по корректировке цен носит массовый характер. Так, в сети «Лента» отмечают, что не только региональные, но и федеральные поставщики заявляют о подорожании своей продукции в среднем на 5 – 10%. Приведет ли это к пропорциональному росту стоимости на полках, компания оценить пока затрудняется: «В настоящее время все уведомления находятся на рассмотрении. Каждое решение принимается в индивидуальном порядке».

По словам поставщиков, особого выбора у сетей нет — если добиться изменения условий не удастся, они снимут товары с полок. Также участники рынка призвали на помощь чиновников. В августе НСМ обратился к вице-премьеру Алексею Гордееву с просьбой повлиять на ретейлеров, чтобы те скорее соглашались закупать продукцию на новых условиях.

Но подорожание в рознице может оказаться более плавным. Отгрузки на новых условиях пойдут с конца октября — начала ноября, но сети выторговывают себе скидки для промо-акций, благодаря которым какое-то время продукты будут фактически продаваться по прежней цене. Кроме того, некоторые производители пока готовы работать на старых условиях.

«Цены не меняем, держимся», – говорит заместитель директора Пискаревского молокозавода Георгий Житмарев. Не планирует массового подорожания и Valio, хотя не исключает единичных случаев корректировки стоимости.

Но ближе к концу года ценник снова придется менять — из-за повышения НДС. Большинство продуктов питания сохранят льготную ставку в 10%. Но исключения составят мясные деликатесы, налог на которые увеличится с 18 до 20%. Доля таких продуктов может занимать до трети ассортимента мясных производителей. Аналогичное повышение ждет сырные продукты, в которых содержатся растительные жиры, отмечает Владимир Зюков, но они занимают всего 2% в линейке. Переговоры с сетями могут начаться уже в середине октября, но размер корректировки будет зависеть от дальнейшего роста или снижения стоимости сырья.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
65
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях