Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Общество «Чтобы выглядело как Bentley, но стоило умеренно». Продажу яхт в Петербурге поддержал переезд «Газпрома» (фото)

«Чтобы выглядело как Bentley, но стоило умеренно». Продажу яхт в Петербурге поддержал переезд «Газпрома» (фото)

4 912
Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"
Источник:

Плавучий дом с сауной и камином, непотопляемая голландская яхта и народная лодка из полиэтилена. Чем удивляют петербургских яхтсменов на St.Petersburg International Boat Show 2018.

На рынке люксовых яхт началось оживление, утверждают участники выставки St.Petersburg International Boat Show 2018, которая проходит с 6 по 8 сентября в Речном яхт-клубе профсоюзов. Продавцы благодарят погоду, переезд «Газпрома» и иностранных покупателей. А вот завлечь новинками отечественного клиента становится все сложнее – от 50 до 80% продаж мировых брендов ушли на вторичный рынок.

St.Petersburg International Boat Show – самая большая в России выставка яхт на воде – в этом году представила на суд публики более 60 моделей. Мировых премьер среди них нет. По экспертным оценкам, на долю российских покупателей приходится всего 2 – 3% общемирового объема продаж яхт. Причем если европейский рынок находится на подъеме, то российский пока не восстановился после кризиса.

В отсутствие международных сенсаций участников выставки удивляли флагманами именитых зарубежных брендов и новинками отечественного судостроения. В числе самых роскошных экспонатов британская Princess 75 – 24-метровая моторная яхта с четырьмя просторными каютами, роскошным салоном и огромной открытой площадкой (флайбриджем).

Самый крупный образец – 26-метровая голландская Van der Valk, спроектированная известным дизайнером и конструктором Гвидо де Грутом. Также петербуржцам показали голландскую Elling Е4, прославившуюся тем, что успешно выдержала уникальный тест — в присутствии публики судно насильственно перевернули вверх дном, после чего оно без труда восстановило вертикальное положение.

Среди моделей, до этого не представленных в России, – 24,5-метровый флагман польской верфи Galeon 780 Crystal, пятикаютная яхта с открытой площадкой и футуристическим дизайном, а также 9,9-метровый финский катер XO Explorer с алюминиевым корпусом, закрытой рубкой и подвесными двигателями. Последняя особенность — это один из трендов рынка яхт, говорит председатель редакционного совета MBY Russia и организатор выставки Зарий Черняк. Подвесные двигатели не уступают обычным по мощности, при этом занимают меньше места. Кроме того, покупка судна без двигателя помогает сэкономить на таможенном оформлении.

1 из 13
Источник:

Самым необычным экспонатом St.Petersburg International Boat Show стала российская разработка — плавучий дом от петербургской компании «Амета», которая строит моторные катера и парусные яхты. Конструкция, больше напоминающая здание, а не судно, снабжена собственным мотором и может передвигаться, хотя и с небольшой скоростью. При этом она оборудована двумя комнатами, сауной, камином, а также открытой площадкой, где можно загорать, готовить барбекю и даже сажать квадрокоптер. «В Европе хаусботы – это быстро развивающийся рынок», – говорит управляющий директор «Амета» Александр Богдашевский. По его словам, в Петербурге новинкой заинтересовались преимущественно базы отдыха. «Для них — это способ увеличить номерной фонд», – отмечает топ-менеджер.

1 из 15
Источник:

Похвастаться новинкой смогло и ЦКБ «Нептун», которое до этого делало суда для гособоронзаказа, а в этом году решило попытать счастья на потребительском рынке. Компания представила «народную лодку из полиэтилена». Несмотря на название, материал имеет мало общего с пакетами из магазина — он не деформируется при ударе с размаха молотком, что с гордостью демонстрируют посетителям представители стенда.

1 из 6
Источник:

Рынок скорее жив, чем мертв

По словам продавцов яхт, оценить точный объем российского и тем более петербургского рынка проблематично. Часть лодок приобретается в России, но никогда здесь не используется. «Есть клиенты, которые покупают здесь, но ставят где-нибудь в Средиземное море – у нас короткий сезон», – говорит генеральный директор компании Polar star (дистрибьютор итальянского Absolute и финского Targu) Олег Гусев. В свою очередь, россияне тоже зачастую совершают покупки за рубежом.

Продажи западных брендов класса «выше среднего» в России измеряются единицами, максимум десятками позиций в год. Range Marine (дистрибьютор финской Nord Star) в прошлом сезоне (сентябрь 2017-го — сентябрь 2018 года) продал в России 20 лодок. Rond Yachting (дистрибьютор голландской Elling) реализовал две. Polar star (дистрибьютор итальянского Absolute и финского Targu) в 2018 году нашел покупателей на 5 яхт.

Среди отечественных компаний одним из лидеров является татарстанский Velvette. По словам директора компании Кирилла Слепова, в среднем компания производит 100 корпусов в год. По мнению топ-менеджера, выигрывать у зарубежных конкурентов удается за счет универсальности. «В Европе запросы более специализированные. А у нас хотят всё — и рыбачить, и проводить время и с семьей, и развлекаться отдельно от семьи, чтобы выглядело как Bentley, но стоило умеренных денег», – комментирует он.

1 из 5
Источник:

На Петербург в среднем приходится четверть российских продаж яхт. Из-за погодных условий жители Северной столицы чаще предпочитают кабинные, а не открытые модели, говорит Кирилл Слепов. Также петербуржцы пытаются сэкономить на размере: бóльшим спросом пользуются корпуса в 6 м, рассказывает Георгий Мымрин, директор по продажам «Буревестник Груп» (американские марки Sea Ray, Crown Line и другие). Впрочем, гонки в размерах среди состоятельных россиян уже нет. «Яхтенная культура в России не отличается от других стран», – считает Олег Гусев.

Участники рынка в этом году наблюдают «небольшое оживление», которое связывают со стабилизацией экономической ситуации, хорошей погодой, а также, в случае Петербурга, переездом структур «Газпрома». Однако конкурировать с вторичным рынком становится все сложнее: в Северной столице на б/у модели приходится от 50 до 80% сделок. Разница в стоимости новой яхты с подержанной составляет, как правило, 40%, если владелец дополнительно не вкладывался в модернизацию.

«По сути вторичный рынок яхт сформировался после кризиса 2014 – 2015 годов, когда владельцы решили, что содержать их накладно, и стали от них избавляться», – рассказывает Георгий Мымрин. Из-за сильного снижения цен возник спрос со стороны иностранцев. «Турки скупают у нас яхты и увозят к себе», – говорит он.

А вот уверенности, что положительный тренд на внутреннем рынке продолжится, у продавцов яхт нет. «Наши клиенты в основном бизнесмены. Приобретают лодки под настроение. А какое настроение, если нет стабильности», – рассуждает Олег Гусев.

Отечественные производители стремятся выходить на зарубежные рынки. ЦКБ «Нептун» планирует продавать 1,5 тысячи катеров в год, из них как минимум половину за рубеж. «Курс рубля позволяет», – уверены в компании. Петербургский Win Boat поставляет складные лодки из стеклопластика в Англию, Францию, Германию и США. Продажи на внешних рынках прирастают в 1,5 – 2 раза ежегодно, хотя объемы пока невелики. Осваивать экспортное направление в 2019 году начнет подмосковный Evolution Motor.

Галина Бояркова,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях