Происшествия Общество Оганесян хочет в тюрьму. Но у него нет 28 млн рублей на входной билет

Оганесян хочет в тюрьму. Но у него нет 28 млн рублей на входной билет

3 679
Марат Оганесян// Давид Френкель/Коммерсантъ | www.fontanka.ruМарат Оганесян// Давид Френкель/Коммерсантъ | www.fontanka.ru
Марат Оганесян// Давид Френкель/Коммерсантъ

Бывшему вице-губернатору Петербурга срочно требуется крупная сумма, чтобы получить срок за мошенничество при строительстве стадиона. Замгенпрокурора Виктор Гринь поверил обещанию Оганесяна погасить ущерб после приговора, но суд непреклонен: деньги вперед.

Смольнинский суд 13 июля вернул в Генеральную прокуратуру дело бывшего вице-губернатора Марата Оганесяна, обвиненного в хищении 28 млн рублей при поставке видеотабло на арену «Санкт-Петербург». Решение связано с пустыми карманами обвиняемого. Следственный комитет подчистую арестовал его деньги и имущество, и теперь экс-чиновнику нечем расплачиваться с потерпевшим. А без этого суд не состоится.

Через год после своего ареста непреклонный Марат Оганесян покаялся и согласился на сделку со следствием. Досудебное соглашение о сотрудничестве оформили 12 октября 2017-го. Он признал вину, пообещал изобличить предполагаемых подельников Александра Янчика и Григория Попова, подтвердить свои показания и, в будущем, возместить ущерб 28 млн рублей. Соглашение состояло из девяти пунктов.

После покаяния Оганесяна его дело выделили из основного и 16 октября предъявили обвинение по 159-й статье УК «Мошенничество в особо крупном размере». Бывшим вице-губернатором Петербурга занимался лично старший следователь по особо важным делам при председателе СКР Александр Халапов.

Пришла весна, и оттепель, вероятно, переменила настроение Марата Мелсовича. 6 апреля 2018 года его адвокат Дмитрий Попов выразил Халапову несогласие с квалификацией и ходатайствовал о вменении Оганесяну статьи 159.4 УК «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности».

Защитника можно понять. Следственный комитет признал, что ущерб, если и был нанесен, то не бюджету города, а коммерческой структуре «Трансстрой-СПб». А раз одна фирма увела деньги другой и не исполнила договорные обязательства, то, наверное, в этом можно усмотреть предпринимательское хищение. Также защита настаивала на пересчете суммы ущерба в сторону уменьшения.

Следователь в переквалификации отказал, Оганесян остался с обычной 159-й. В конце мая 2018-го следователь провел итоговый допрос, но не уточнил отношение экс-чиновника к окончательному обвинению. Так возникла некоторая неопределенность. С одной стороны, Оганесян заключенной сделкой целиком и полностью соглашался со следствием, а с другой, был не прочь подискутировать.

Еще один клинч с СКР случился при погашении Оганесяном ущерба. Это было обязательным условием «досудебки». Как сообщил «Фонтанке» Дмитрий Попов, он просил следователя о частичном снятии ареста со счетов. «Нам ответили, что это в компетенцию следователя не входит», – уточнил защитник.

Следом Попов написал ходатайство прокурору о том, чтобы признать условия досудебного соглашения исполненными, поскольку обвиняемый согласен возместить ущерб за счет арестованных средств, но не имеет возможности из-за позиции СКР. А другие деньги он привлечь не в состоянии, так как находится под стражей. В случае, если бы прокурор не согласился, его просили изменить соглашение, исключив пункт о 28 млн.

Дело легло на стол заместителю генпрокурора России Виктору Гриню. Он прочитал и утвердил обвинительное заключение, не меняя условий соглашения. Формально – оставив ходатайство об исключении 28 млн без рассмотрения и не приняв процессуального решения. Одновременно Гринь приложил к делу свое представление, из которого следовало, что Оганесян в полном объеме выполнил обязательства по досудебному соглашению.

Дело поступило в Смольнинский суд. Судья Светлана Резникова обратила внимание на противоречия, провела предварительное слушание и инициировала возвращение дела прокурору. В ответ она услышала коллективное «Возражаем!»

Старший помощник прокурора Центрального района Станкова была резко против, потому что ей наверняка не хотелось лишний раз напоминать о деле Оганесяна своему высокому шефу – исправлять недостатки придется Виктору Гриню. Подсудимый тоже просил не медлить, рассмотреть его дело и поскорее приговорить. Представитель потерпевшей компании «Трансстрой-СПб» присоединился.

По мнению Дмитрия Попова, позиция суда не основана на законе.

«Мы просили замгенпрокурора признать поставленные Оганесяну условия исполненными, в том числе по ущербу, – говорит он. – А если не признает, то изменить условия досудебного соглашения, исключив 28 млн. Гринь направил дело в суд, соответственно, согласился, что Оганесян может возместить требуемую сумму в будущем. Например, суд может обратить взыскание на арестованные денежные средства при вынесении приговора».

Но Светлана Резникова уважительно отнеслась к Виктору Гриню, не став вмешиваться в его компетенцию и выполнять его работу. Сегодня она вынесла постановление о возвращении дела в прокуратуру. Перспектива нехитрая. Либо Оганесян находит 28 млн, расплачивается с «Трансстроем-СПб» и снова едет в суд с исходной «досудебкой», либо замгенпрокурора меняет условия. Как подсказали «Фонтанке» в окружении обвиняемого, первый вариант маловероятен:

«Почти два года человек сидит в тюрьме. Кто ему в долг даст?»

Александр Ермаков,

«Фонтанка.ру»

Марат Оганесян занимал должность вице-губернатора Петербурга с марта 2013 по апрель 2015 года. Курировал строительный блок. По версии обвинения, в июне-сентябре 2013-го Оганесян вступил в преступный сговор с зампредом комитета по строительству Петербурга Александром Янчиком, конечным бенефициаром подрядчика «Театрально-декорационные мастерские» (ТДМ) Григорием Поповым и другими лицами на хищение денежных средств «Инжиниринговой корпорации «Трансстрой-СПб». ТДМ получили аванс 50,4 млн рублей на поставку видеотабло. Проведенные через цепочку юрлиц деньги были обналичены. Доля Оганесяна оценена в 28 млн рублей.



Оганесяна арестовали в ноябре 2016 года. Вину он категорически не признавал. В мае 2017-го Следственный комитет объявил о возбуждении в отношении Оганесяна дела о получении взятки 20 млн рублей. Обвинение ему не предъявлялось.



Статья 159 часть 4 УК предусматривает лишение свободы до 10 лет. При заключении досудебного соглашения размер наказания не может превышать половины максимального срока.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5