Дмитрий Медведев признал: всё в мире цифровых технологий зарегулировать нереально. Однако если юристы борьбу за место роботам не проиграют, то пешеходов от беспилотных машин нужно защищать на государственном уровне. А то уже завтра на улицу просто не выйти, напугал он и пообещал в течение года избавиться от пробела в регулировании. Эксперты опасность увидели в другом, но согласились: делать надо уже хоть что-нибудь.
– Выступление Дмитрия Анатольевича, конечно, вдохновляет. Но графики, сроки, которые я вижу, с точки зрения реализации меня лично вводят в депрессию. Прежде всего, слона надо есть по частям, – обозначил объем проблемы председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов.
Участников сессии, посвящённой беспилотному транспорту, его безопасность беспокоила несколько меньше соревнования с западными коллегами, но и заявленная тема обязывала. Регулирование обсуждали как необходимость для технологического лидерства. Вчерашняя фантастика угрожает пешеходам завтра, но, чтобы успеть на мировой рынок, что-то решать нужно уже сегодня.
– И ладно бы у нас технологий не было, но это как раз тот случай, когда отсутствие регулирования не дает ни жить, ни работать. Коллеги, мы так и к 2035 году ничего не добьёмся, – сгустил краски Дроздов. – Давайте признаемся себе, что за последние два года не было принято ни одного закона, который бы хоть на миллиметр приблизил.
Между тем к 2035 году рынок продаж беспилотного транспорта вырастет с тридцати тысяч в 2017-м до тридцати миллионов автомобилей ежегодно. Это миллионы долларов, приводит прогнозы экспертов член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев. Россия, по его мнению, выгоду упускать не должна.
– Что мешает перейти на следующий уровень завтра? – запросила конкретики модератор сессии, вице-президент по корпоративным отношениям «Яндекса» Марина Амелина.
Заместитель гендиректора по стратегическому развитию научного центра «НАМИ» Алексей Гогенко разочаровал: простого ответа нет. Вопросов – десятки, и это те, что на поверхности. Не решена и проблема безопасности, на которой сделал акцент Медведев.
– Сегодня многие заявляют, что беспилотные средства могут ездить со скоростью 80 км в час, но на деле они теряют контроль после 60, – говорит Гогенко. Поводом для прекращения тестирования это, конечно, не является, но пускать такие машины на дороги общего пользования, по его мнению, можно только при полной уверенности в системе управления. Искусственный интеллект может обучаться и уж среднестатистического водителя в дальнейшем превзойдет. Однако перед этим машины должны проехать не одну сотню километров по специальным, пустым полигонам.
Вопрос безопасности назревает, согласился депутат Александр Васильев, но знакомить с беспилотниками предложил на практике. Для начала коллег по Думе: «Хоть «Матрёшку» пригнать, чтобы понимание было». А бездорожье – так и вовсе наша конкурентная среда, пошутил он и напомнил:
– А как же Tesla, которая в свободном режиме проезжает от Домодедово до Третьего транспортного кольца? Американская машина ездит по России по американским законам: внутри сидит водитель, который должен каждые пять минут хвататься за руль, чтобы подтвердить свое наличие.
– Все понимают, как у нас ездит Tesla: незаконно или полузаконно, – пресёк равнение на Маска председатель правления «Сколково». С безопасностью в фонде тоже всё понимают: «Аварии будут. И жертвы будут».
Тестировать интеллектуальный транспорт Дроздов всё равно считает разумным в реальных условиях: чтобы и велосипедист мимо проехал, и пешеход перед капотом пробежал. Под площадку предлагает «Сколково». Там, мол, и полигоны есть, и люди к экспериментам относятся с пониманием. Но предупредил: повсеместное навязывание цифровых технологий чревато отторжением.
– Давайте уже хотя бы что-то сделаем, – призывает Дроздов. – С такой медлительностью отставание будет только расти. Тем обиднее, что возможности есть занять хоть какую-то нишу на международном рынке.
С чего начать, подсказал заместитель руководителя Росстата, перед сессией озаботившийся определением «беспилотного транспорта». Понятие растолковала только «Википедия», с сожалением признал Алексей Кулешов.
– Первичная работа должна всё-таки вестись на уровне стандартов, но их надо разработать, – говорит он. – Нужно определиться, что это такое, как, куда двигаться. А если поторопимся, то и примером можем стать для международной стандартизации. Должны, по крайней мере, быть в тренде, а не позади планеты всей.
При этом единых терминов нет и в международной практике, отметил руководитель исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта (АНО «Робоправо») Андрей Незнамов. Регулирование сейчас обсуждают в ООН, результатов, по его словам, можно ждать к концу года. Так что хотя бы рамочно отметить в российском законодательстве, что есть такой транспорт, будет не лишним. Однако не без подводных камней, замечает он: контроль государства может задавить развитие технологий.
С регулированием, впрочем, пока спешки не наблюдалось. По словам Александра Васильева, в Госдуму не только не вносили подобные законопроекты, но даже до обсуждения не дошли. Коллеги по думскому комитету по транспорту тоже ещё «недостаточно углубились», хотя стоило бы. Цифровая сфера и инновационные технологии интересуют не только премьер-министра, но и президента. Владимир Путин необходимость «прорывного» научно-технологического развития и ускорения внедрения цифровых технологий закрепил в новых майских указах.
– Аристотелю приписывают фразу о том, что познание начинается с удивления. Думаю, в сфере беспилотного транспорта оно затянулось, – подвёл итог обсуждениям управляющий партнер Dentons Виктор Наумов. – Давайте уже войдём в эту реку.