Финский ретейлер Prisma закроет три из пяти оставшихся гипермаркетов в Петербурге. Уходить из России вслед за Kesko компания не планирует, но развитие нового формата - магазинов у дома - пока буксует.
О том, что Prisma приступила к новой волне сокращения сети, «Фонтанке» сообщили поставщики и клиенты ретейлера и подтвердили в самой компании. Вслед за гипермаркетом у метро «Выбогская», закрывшимся в начале года, ретейлер откажется от магазинов в ТРК «Балкания Nova» в Купчино, «Континент» у метро «Бухарестская» и «Призма» в Новом Девяткино. Они прекратят работу до 30 июня. По словам покупателей, полки уже начали пустеть.
Все три торговые точки работали в ТРЦ, принадлежащих девелоперу «Адамант», но причины прекращения сотрудничества были разными, подчеркнули в Prisma. Так, «Балканию Nova» и «Континент» компания покинула из-за неудовлетворительных финансовых показателей.
«За последние два года показатели рентабельности этих двух объектов снизились. Это неизбежно сказалось на эффективности магазинов и выручке в целом», – рассказали в пресс-службе ретейлера. В Новом Девяткино у компании истек договор аренды. Договориться с собственником о его продлении на взаимовыгодных условиях не удалось.
Напомним, Prisma вышла на российский рынок в 2008 году. Изначально она планировала открыть в стране 30 магазинов, но на конец 2014 года удалось запустить только 19. Продуктовое эмбарго и кризис сильно ударили по финской компании. С 2015-го по 2017 год она закрыла три магазина и вышла из проекта «Охта Молл». Снизить издержки за счет объединения закупок с петербургским ретейлером «Интерторг» тоже не удалось — дело не пошло дальше договора.
После оптимизации 2018 года у Prisma останутся два гипермаркета (ТРК «Жемчужная плаза» и «Европолис»), десять супермаркетов и один магазин "у дома" (новый формат, который компания анонсировала в конце 2017 года). Ранее другой финский ретейлер, Kesko, столкнувшийся с теми же проблемами, покинул Россию, продав сеть «К-Руока» «Ленте», а «К-Раута» – «Леруа Мерлен».
В пресс-службе Prisma перспективы закрытия других магазинов не прокомментировали, но заверили, что остаются на российском рынке. Компания намерена сфокусироваться на открытии объектов формата «у дома» и ведет поиск торговых площадей. «Планируем к 2022 году открыть до 20 новых объектов», – заверяют в компании, но конкретных планов и сроков не называют.
В холдинге «Адамант» на момент публикации не ответили на запрос «Фонтанки». Но по словам брокеров, отношения между арендатором и арендодателем разладились уже давно. «Они хотели отказаться от «Бухарестской» и «Купчино» давно, но «Адамант» держал их до последнего и не давал выйти из договора», – говорит владелица агентства недвижимости Екатерина Лапина.
Управляющий партнер Fort Group Максим Левченко (владеет ТРЦ «Европолис», где работает один из двух последних гипермаркетов Prisma) сообщил «Фонтанке», что финская компания не сообщала о намерении покинуть или пересмотреть условия. Продолжит работу и гипермаркет в «Жемчужной Плазе».
«Представители Prisma не информировали нас о том, что планируют или рассматривают возможность покинуть ТРЦ «Жемчужная Плаза». Мы фиксируем хорошую посещаемость у этого оператора», – прокомментировала директор ТРЦ «Жемчужная Плаза» Ольга Болотникова.
Но поставщики Prisma настроены не столь оптимистично по поводу перспектив компании в ближайшее время. Так, по словам директора по продажам производителя колбас «Мит Стар» Валерия Сергеева, компания сократила объем заказов еще в одну точку — супермаркет на площади Александра Невского, хотя о прекращении его работы не информировала. «Компания говорит о планах открытия новых точек, но ничего конкретного пока нет. Пересмотра ассортимента для нового формата тоже не происходит», – рассказал топ-менеджер.
В «Невских сырах» тоже не получали от ретейлера сигналов о расширении. «Планов на квартал и конкретных предложений по ассортименту в рамках нового формата нет», – говорит генеральный директор компании Вадим Зюков. По его словам, объемы закупок у Prisma в последнее время сокращались. Но то же наблюдается и у других сетей. «Поэтому мы не считаем новости о закрытии трех гипермаркетов тревожным сигналом, скорее речь может идти об оптимизации», – рассуждает он.
Участники рынка торговой недвижимости считают решение Prisma избавиться от крупного формата правильным, но не верят, что их объемы удастся быстро восполнить магазинами у дома.
«После эмбарго сеть потеряла конкурентные преимущества и не смогла стать полноценным гипермаркетом, проходимость снизилась, и площади для них были явно избыточными», – комментируют в консалтинговой компании Rusland SP. По словам экспертов, финский ретейлер смотрит новые площадки, но просит снизить ставку аренды в полтора раза, к чему владельцы помещений не готовы. Такими темпами компания в лучшем случает откроет 3 – 4 точки вместо 20, считают в Rusland SP.
По словам Екатерины Лапиной, от крупного формата Prisma тоже не отказалась окончательно. «Они рассматривали помещения закрывшихся магазинов «Юлмарт», – комментирует она.
Вероятными претендентами на площади Prisma в торговых комплексах «Адаманта», по словам участников рынка, являются «Лента» и «Перекресток», как наиболее активные с точки зрения экспансии игроки. Последний ранее занял место одного из закрывшихся супермаркетов финской сети и присматривался к другим помещениям, знает Екатерина Лапина. Однако оба российских ретейлера отказались комментировать свои планы по развитию в Петербурге. Сеть «Интерторг», которой Prisma ранее переуступила права аренды супермаркета в Колпино, не рассматривает «Континент» и «Балканию Nova», поскольку точки конкурента оказались там нерентабельными. Магазин в Новом Девяткино, по данным компании, будет закрыт на реконструкцию.
Покупателям закрытие Prisma тоже создаст неудобства. Так, ближайший к метро «Бухарестская» гипермаркет — это «Ашан» в ТРК «Питер Радуга» на проспекте Космонавтов. Жителям Нового Девяткино придется и того хуже (надеясь на "Магниты" и "Пятерочки"). Проще всего пережить уход финского ретейлера будет живущим рядом с «Купчино» – неподалеку располагается несколько «Лент» и «О`Кеев».
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»
Сеть Prisma принадлежит финской корпорации SOK. Помимо розничного бизнеса компания в России владеет сетью отелей Sokos. По итогам 2016 года выручка обоих направлений составила 11,9 млрд рублей, сократившись на 5,5% к 2015 году. В рейтинге «Самые влиятельные финские компании - 2017», корпорация SOK заняла девятое место.