Рамзан Кадыров поделился своими взглядами на семейный уклад. О многоженстве Кадыров говорит не впервые. Но в этот раз глава Чечни пошел дальше: высказался о правах разведенных женщин и регистрации брака в ЗАГСе. Какая реальность стоит за его словами?
Очередное выступление Рамзана Кадырова на тему многоженства примечательно тем, что в этот раз он заявил, что его не нужно разрешать. Потому что мусульманам на это санкция Кадырова не требуется — им уже дал разрешение Всевышний.
В пользу такого семейного уклада глава Чечни привел такой аргумент: мужчина, который может взять вторую и третью жену, живет со всеми своим женщинами в согласии и правде. А иначе ему придется лгать первой жене, когда он заведет любовницу. В итоге будут страдать все: муж-изменник, обманутая законная жена и вторая женщина, статус которой считается в обществе постыдным. А что такое законная жена? Зарегистрированная в ЗАГСе. С точки зрения Кадырова, это не хорошо: ЗАГС – это «первый шаг, чтобы показать, что между этими мужчиной и женщиной нет доверия». То есть, раз регистрируешься, теоретически, можешь рано или поздно и разрегистрироваться. ЗАГС, по мнению Кадырова, придуман «для коварных целей», которые преследует женщина. Ведь она может развестись через ЗАГС и присвоить себе половину богатств мужа.
За этим, на первый взгляд, мизогиническим высказыванием стоит реальная практика.
С одной стороны, есть немало женщин, в том числе и русских, принявших ислам, которые согласились стать вторыми женами мусульман. И они чувствуют себя защищенными, потому что по законам шариата четко определены все права жен и детей от каждой жены. Также четко определены обязанности мужчины. Вторую и последующих жен он имеет право взять только в том случае, если может содержать их всех и будет одинаково хорошо к ним относиться. Отсюда, кстати, происходит традиция, по которой сыновья получают вдвое большую часть наследства, чем дочери: женщина свои деньги может потратить только на себя, а мужчина обязан содержать не только своих жен, но и незамужних сестер. Чтобы жениться, мужчине нужны не только деньги (надо сделать подарки родителям невесты, построить дом, оплатить пышную свадьбу), но и время на то, чтобы ухаживать за девушкой так, как того требует традиция. Встречи по вечерам для таких ухаживаний не приемлемы: только днем, в присутствии родных.
Многоженство в Чечне обусловлено не только пожеланиями мужчин, но и социальными условиями. После двух чеченских кампаний в республике осталось много вдов, мужчин стало значительно меньше. Многоженство — способ устроить жизнь девушек и женщин, которые иначе могли бы остаться вовсе без мужа. Обратная сторона этой медали — то, что в случае развода семья мужа забирает у бывшей жены детей, а устроить личную жизнь повторно становится очень сложно. По шариату ребенок должен оставаться с матерью до шести-семи лет. Забрать его можно лишь в том случае, если мать не способна о нем заботиться.
Тема многоженства в Чечне особенно активно обсуждалась в 2015 году, когда в республики прошла «свадьба тысячелетия» между 17-летней Луизой Гойлабиевой и главой РОВ Нажудом Гучиговым. По одним данным ему было на тот момент 48 лет, по другим — все 57. После того, как в СМИ появились сообщения, что юную невесту принуждают к браку, в ситуацию вмешался лично Кадыров. Свадьба поражала своей пышностью, а невеста — печальным выражением лица. Брак был заключен в ЗАГСе под телекамеры. До сих пор остается загадкой, как полковник МВД, 20 лет проживший с женой и вырастивший детей, оказался владельцем «чистого» паспорта без штампов о первом браке и разводе.
При этом нет никакой статистики о том, сколько женщин в республике соглашаются быть вторыми и третьими женами, принуждают ли их к вступлению в брак, как часто заключаются браки между юными девушками и мужчинами, которые старше них на 20-30 лет. Сочетание «мягкого шариата» и норм светского права создают на территории Чечни юридическую коллизию. Ведь если первый брак заключается в ЗАГСе, а последующие — в мечети, то для светских юристов законной супругой является только первая жена, а остальные — не более чем сожительницы. То есть женщины оказываются в полной зависимости от родственников — своих и мужа — и им остается только надеяться, что те решат их судьбу справедливо.
Кстати, сам Кадыров еще в 2007 году предлагал стать его второй женой королеве красоты из Кении, и даже подарил «калым» – двух лошадей, двух цыплят и козу. При этом у Керолайн Веркейк, которая претендовала на титул "Миссис мира – 2007", было четверо детей. Она пообещала главе Чечни дать ответ через год, все посмеялись взаимной шутке и спустили ситуацию на тормозах.