Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Можно ли остановить «Телегу»?

Можно ли остановить «Телегу»?

2 236
Коллаж/"Фонтанка.ру"/pixabay.com

На главный вопрос противостояния популярного мессенджера, надзорных и правоохранительных органов России «Фонтанке» ответили профессионалы телеком-отрасли страны.

Роскомнадзор, как и ожидалось, подал иск в суд с требованием ограничения доступа к мессенджеруTelegram. Это произошло спустя два дня после истечение срока, который надзорное ведомство давало мессенджеру для передачи «ключей шифрования». В день истечения «ультиматума от РКН» глава ФСБ России Александр Бортников заявил, что при подготовке терактов регулярно используются мессенджеры. Telegram же заявлял, что сама передача «ключей шифрования» невозможна в силу технических решений мессенджера. Опрошенные «Фонтанкой» эксперты не видят трагедии в фактическом начале процедуры блокировки популярного средства связи.

Вопрос: Властям России удастся заблокировать Тelegram?

Советник президента России Владимира Путина по Интернету Герман Клименко:

«При наличии решения суда технически – нет проблем».

Генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков:

«Если смотреть судебные разбирательства, то возможна подача встречных исков, и все это может затянуться. Но в итоге блокировка возможна. Часть людей будет стараться ее обойти».

Ведущий юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян:

«Полностью нет, конечно. Но создать сложности для старых и новых пользователей вполне удастся. Ну, а дальше РКН приступит к блокировке. Первым делом начнут с трех веб-сайтов мессенджера, которые внесены в реестр, – и отвалится веб-версия сайта. Потом внесут несколько пакетов служебных IP-адресов, которые использует мессенджер, и соединение без прокси уже может не устанавливаться.

Ну, а далее начнется самое сложное, и многое будет зависеть от крупных IT-компаний. Очевидно, РКН начнет давить на Apple и Google для того, чтобы те выпиливали приложение для российских пользователей, и как поступят гиганты – пока остается вопросом. Напомню, что в прошлый раз по требованию РКН они все же удалили LinkedIn из магазинов для российских пользователей. И, конечно, успех блокировки Telegram зависит от боевого настроя РКН. Если охота будет объявлена со всей серьезностью, то мессенджер ждет судьба Zello. РКН будет вносить целыми подсетями IP-адреса облачных серверов Amazon и Google, если Telegram решит использовать их, а также массу публичных прокси-серверов и адресов VPN, и тогда подключаться к мессенджеру станет все сложнее и сложнее, и Telegram начнет терять трафик и приток новых пользователей приложения».

Основатель сервиса для аналитики и продвижения в мессенджерах Combot Федор Скуратов:

«Мы по-прежнему считаем, что ничего не заблокируют. Но все-таки рассматривать надо даже безумные варианты:

1. Для сервисов, работающих с Telegram API / BotAPI, ничего особо не изменится. Главное – не забудьте вовремя настроить приватный VPN, если по недоразумению хоститесь в России.

2. При блоке аудитория на старте блокировок упадет до 50%, примерно, затем постепенно восстановится до 70%.

3. Из App Store и Google Play Телеграм выпилить, конечно, могут потребовать, но шансы близки к нулевым (но ненулевые). Так что приток новых юзеров – да, может снизиться.

4. Всё это скажется на рекламных доходах телеграм-каналов. Насколько? Думаю, что минимум вдвое просядут, за счет мелких клиентов.

5. Реклама от крупных брендов и политический сегмент, скорее всего, почти не пострадают, там своя атмосфера. Первой (брендовой) пока немного, и, кажется, ей только мы и занимаемся, а у политических с аудиторией ничего не случится.

Ну и напомню, что есть @socks5_bot, который поможет пережить вам страхи и ужасы длинной русской интернет-зимы».

Экс технический директор «ВКонтакте» Антон Розенберг:

«Это больше политический вопрос. При желании заблокировать могут, ведь все принадлежащие Telegram подсети IP-адресов легко находятся. Через VPN, конечно, доступ будет, это практически невозможно ограничить. Так что те, кто захочет обходить блокировку, смогут это делать. Но всякие сервисы, вроде t.me, работать перестанут. Но главный вопрос, чего же хотят наши власти? Как я вижу, пока они со всеми очень стараются договориться. И любопытно, что даже в заявлениях адвоката Дурова проскальзывает мысль, что любой сервис должен помогать в расследовании терактов, что идёт вразрез с лозунгом «ни байта информации властям».

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев:

«Если бы у властей была стопроцентная задача заблокировать Telegram, то он давно был бы заблокирован. Если говорить про технологию, то полной блокировки не будет, но удастся создать значительный набор трудностей пользователям. И это почувствует значительное количество российской аудитории мессенджера. Будет подорвана естественная система роста численности пользователей. Изъятие приложений из магазинов – это сложности с установкой. Установить приложение можно будет и после этого, но для установки придётся прибегать к более сложным телодвижениям. Рядовые пользователи делать этого не будут.

Далее начнётся постоянная погоня за ip-адресами и их блокировкой. И это – не самое приятное для российских провайдеров. Потому что очень сильно напрягает операторов, которым нужно проверять миллионы адресов уже сегодня, прежде чем ответить на запросы пользователей. Всё это тормозит работу. Плюс не нужно забывать про штрафы для операторов за доступ к запрещённым адресам. И штрафы эти идут автоматически. Операторам уже с ними сложно справляться. Это не лучшим образом влияет на бизнес-среду, которая занимается поддержкой сетей.

Тотальный поиск трафика Telegram возможен только при наличии специального оборудования, которое есть только у крупных провайдеров связи. Вычленение трафика – сложное и дорогое для операторов удовольствие. Не знаю, зачем это всё нужно. Это не приносит позитивных результатов. Только избыточную гонку вооружений, которую обязаны исполнять операторы связи.

Новость от РКН никак не доказывает отсутствия гипотетической связи мессенджера с российскими властями. Я не возьмусь рассуждать, кто де-факто может влиять на принятие решений Telegram. Просто нужно понимать, что даже если какой-то сервис будет заблокирован на территории РФ, Интернет так устроен, что пользователи будут мигрировать на более доступные сервисы.

Думаю, что этот судебный процесс позволит запустить общественную и экспертную дискуссию об избыточности требований законодательства, процесс внесения соответствующих поправок. Подчеркну, это не проблема конкретного Telegram. Это касается всех мессенджеров. Я буду лоббировать эти изменения, иначе нужно будет просто блокировать все оставшиеся в стране мессенджеры, потому что они точно так же, с вероятностью в 99,9%, не смогут выполнять предъявляемые к ним требования. Никто не говорит, что сервисы не должны подчиняться законам. Но смысл предъявляемых требований должен чётко приводить к достижению заявляемых целей. Сегодня смысл требований никоим образом не приводит к декларируемой цели. Только к закрытию сервиса».

Ну, а сам Telegram через своих юристов на 12:00 6 апреля дал следующий комментарий:

«Иска Роскомнадзора на руках нет. На сайте Таганского суда такого дела пока нет. Будет иск, будет понятно, в каком порядке пройдет разбирательство, какие основания и так далее. Telegram подготовит возражения на иск, все документы, как всегда, будут опубликованы. Позиция Telegram остается прежней – требования ФСБ предоставить доступ к частной переписке пользователей неконституционны, не основаны на законе, технически и юридически неисполнимы, следовательно, требование блокировки также необоснованно».

Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях