Сделать невозможное не удается: Tesla надо выпускать по готовой машине каждые две минуты, чтобы хотя бы попытаться удовлетворить в короткие сроки всех страждущих. Но Илону Маску настолько часто пророчили неудачи и даже полное банкротство, что это стало уже интернет-мемом. Помните? «Вы находитесь здесь»… Да, мы и находимся здесь, а где находится Илон Маск?
Маск, собственно, ничего и не скрывает, открыто рассказывает историю Tesla и SpaceX. Сам говорит: выжили обе компании чудом. В чем отчасти виноват он сам: часто делает что-то такое, чего никогда не делал, отчего ставит нереальные сроки и не представляет всех трудностей. Порой кажется, что он так и остался дилетантом, настолько наивными видятся его планы, и, как результат, фактически ни один из его проектов не реализовался в обещанное время. Даже поклонники Tesla это понимают и, похоже, готовы ждать и год, и два. И те полмиллиона, что внесли кровные тысячи долларов в качестве залога за Model 3, не могли этого не знать.
Для стартапа такое поведение простительно. Но для крупной компании, производящей серийную массовую продукцию с предоплатой и предзаказами, имеющую к тому же собственную систему дистрибуции и техобслуживания оно вряд ли приемлемо. Пока Маску все, вроде, сходит с рук, и разговоры о скором и неизбежном банкротстве воспринимаются, скорее, как происки завистников и злопыхательство со стороны представителей «старой» автомобильной индустрии. Маск, в конце концов, выигрывает у них «по очкам», и скромная маленькая (по меркам «взрослого» автопрома) Tesla уже обгоняла недавно саму General Motors по рыночной капитализации. Да и сейчас, после «худшего месяца с 2008 года» и падения стоимости акций с 350 до 252 долларов за штуку, Tesla все равно впереди двух других членов американской «большой тройки» – Ford и Fiat Chrysler.
Но отрицать, что времена у Tesla сейчас сложные, невозможно и не в характере Илона Маска. Напротив, Маск – стопроцентный сторонник максимальной публичности. Даже недавний сенсационный бизнес-контракт с австралийцами на поставку аккумуляторной станции был им предложен и обсужден открыто в Twitter. Также публично Маск отвечает и на пророчества скорого банкротства – вспомните его первоапрельские твиты про следы от слез на щеках.
Также публично Маск обсуждает суть проблем, мешающих выпускать обещанные 5000 Tesla Model 3 в неделю. Ему нужно удовлетворить 400 с чем-то тысяч покупателей, уже внесших предоплату. Пять тысяч – это очень много. Чтобы представить – насколько, достаточно посчитать: если завод будет работать 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, необходимо, чтобы новый автомобиль сходил с конвейера каждые две минуты.
Пока что с трудом удалось выйти на темп в 2000 машин, о чем Илон радостно сообщил в своем микроблоге. В интервью, размещенном на YouTube канале Expovista TV, не вдаваясь в подробности, Маск говорит: проблема в поставщиках. Tesla даже пришлось отказаться от их услуг и налаживать производство необходимых компонентов батарейных блоков самостоятельно. Что-то знакомое слышится в этих оправданиях… «Подвели смежники», – где-то мы такое уже слышали.
Однако Маску верят. Ему хочется верить. Причем верят не только фаны, но и серьезные дяденьки-инвесторы. После самой низкой точки 26 марта, когда акции Tesla упали до 252 долларов, цена опять поползла вверх. Кто-то неплохо заработал на этой кратковременной панике, но, по большому счету, вера в яркую звезду Илона Маска особо не поколебалась.
Маску верят! Наверное, потому что Маск – это воплощение нашей веры в чудо. Практически «по щучьему велению» была создана сказка о красивом электрическом и космическом будущем, где соединяются Ракета и Электромобиль. Да не просто электромобиль, а летящий по орбите под музыку Дэвида Боуи. Картинка из фантастического фильма.
В конце концов, ради такого можно и подождать. И простить Маску то, что очередное чудо случится немного не тогда, когда мы все этого ждали. Но мы же не маленькие дети, которым нужна новая игрушка прямо здесь и сейчас.