3 апреля 2017 года, 14:33. В перегоне метро между «Сенной площадью» и «Технологическим институтом» происходит взрыв. В Петербурге – теракт. В авральном режиме функционируют все службы, в том числе ГИБДД. Рассказ о том, как всё происходило, – из полицейских источников.
«О случившемся мы узнали как-то быстро, буквально в течение минут 20. Сначала было не совсем понятно, где именно произошел взрыв. Была только примерная локализация – на перегоне между станциями. Но на место очень быстро приехал командир подразделения, обслуживающего территорию. Он уже доложил о конкретном месте.
Наши первые действия – организовать допуск бригад скорой помощи, всех необходимых спецслужб и отвод транспорта. Каких-то инструкций не было. Когда поняли, что есть жертвы и тяжелораненые, созвонились с санитарной авиацией. Как-то одновременно это сделали, даже не буду врать, кто первый. Просто все понимали, какие есть самые быстрые силы и средства. Наиболее оперативная – авиация. Она уже работает, слава богу, с кольцевой возит. «Давайте сажать вертолет», – такой был ответ руководителя «Хели-драйва».
Тем (сотрудникам ГИБДД. – Прим. ред.), кто находился на месте, поставили задачу: «Нужно посадить вертолет на Московском». А это же сложно там сделать, но смогли. Тогда начали вывозить людей на вертолетах.
Все друг другу помогали. Никто не делился на полицию, МЧС или врачей. Точно помню, что вытаскивали на носилках раненых из метро, конечно, занимались и своими непосредственными обязанностями.
Стало довольно тяжело, когда закрыли метро (это произошло около 15:40. – Прим. ред.). Люди все пошли. Нужно было как-то пытаться организовать движение. Информацию о том, где движение совсем плотное, передавали не только экипажи. Были и другие объективные источники. Смотрели в том числе «Яндекс.Карты», оперативно мониторили, что и где краснеет, и туда точечно воздействовали, чтобы город хоть как-то двигался.
Воспоминания очевидца: «После закрытия всех станций метро в городе совсем недолго была растерянность, люди просто не понимали, что делать. Улицы, мосты, проспекты и переулки заполнились пешеходами. На дорогах образовались пробки. Но как-то быстро город собрался. Те, кто мог, начали предлагать свою помощь и подвозить незнакомцев. Многие шли пешком, даже в другой конец города. Да и водители были особенно вежливы даже в изнуряющих пробках».
Первым делом нужно было еще и организовать движение маршрутных транспортных средств, чтобы общественный транспорт шел. На него был сделан акцент. Теоретически в такой ситуации можно перенаправлять экипажи из Ленинградской области в Петербург или наоборот. Маневр силами и средствами так и происходит, но этого не потребовалось.
В тот день не было никакой паники. Горожане действовали сплоченно, организованно. Писали в картах объявления, начали друг друга подвозить. Это была мужественная реакция, без коллапса или хаоса. Пешеходы двигались по тротуарам.
С ситуацией очень быстро справились. Примерно в 20–21 час, насколько я помню, у нас уже была ситуация, ничем не отличающаяся от обычного дня.
В тот день действительно в городе был Владимир Путин, но нам хватало людей. Не было такого, что надо кого-то снимать с сопровождения и переводить срочно в другие места. Президент тогда быстро всех собрал и поехал сначала на совещание, а потом – к «Технологическому институту». Просто менялся маршрут передвижения.
Воспоминания очевидца: «Это был, наверное, один из самых быстрых и деликатных визитов президента. Минут за 20 до приезда кортежа появились машины ДПС на пересечении Московского и Загородного проспектов. Буквально в тот момент, когда Путин уже подъезжал, закрыли движение. Машина остановилась на перекрестке, президент с охраной быстро прошли к мемориалу, 45 секунд, возложение, и кортеж уехал на Литейный. Движение практически сразу же восстановили».
То, что произошло, – ужасно. Постфактум мы понимаем, что сделали в тот день все правильно. Если бы сейчас у меня спросили, что поменять, из глобального, пожалуй, ничего. Из штрихов – Невский у нас очень жутко встал, все не могли победить его никак».
P.S.: С 16:00 до 22:00 3 апреля 2017 года в Петербурге произошли 153 ДТП. В них не было погибших и пострадавших. Несмотря на увеличенный трафик, как говорят в УГИБДД, количество аварий было примерно равно показателям обычного дня. С той лишь разницей, что в это время в будни, как правило, происходят два – три дорожно-транспортных происшествия с более серьезными последствиями, чем просто мятое железо.
Справка: Взрыв в метро Петербурга на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» унес 15 жизней. Более 100 пассажиров подземки получили ранения. Погиб и сам террорист. По уголовному делу и другим связанным с ним эпизодам задержаны десятки человек. Расследование продолжается до сих пор.