В Петербурге в присутствии трех сотен болельщиков провели альтернативные олимпийские соревнования по шорт-треку. Миллионы рублей должны получить и те спортсмены, которые действительно пострадали от решения МОК не пускать их на Олимпиаду, и те, кому просто повезло оказаться в нужное время в нужном месте. Отдел спорта «Фонтанки» сходил на этот праздник олимпийского движения.
После того, как большую часть лидеров российской сборной не пустили на Олимпиаду, власти решили компенсировать спортсменам хотя бы их потенциальные финансовые потери. Проводить полноценную альтернативную Олимпиаду не решились, но организовали отдельные соревнования по олимпийским видам спорта.
– Путин напомнил кабинету министров о решении организовать соревнования для тех наших атлетов, которые не были допущены к участию в Олимпийских играх, – говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 31 января. – Он поручил по результатам этих соревнований обеспечить премирование медалистов этих соревнований в размере как на Олимпийских играх.
На обдумывание формата этих соревнований ушло около двух месяцев. 12 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об организации открытых Всероссийских спортивных соревнований по биатлону, лыжным гонкам, бобслею и конькобежному спорту. Согласно документу, размер призовых устанавливался такой же, как для участников настоящей Олимпиады: 4 млн рублей за золото, 2,5 млн – за серебро, 1,7 млн – за бронзу. Виды спорта было решено разнести по разным регионам. Биатлон достался Ханты-Мансийску, лыжные гонки – Архангельской области, бобслей – Краснодарскому краю, конькобежный спорт – Коломне. А Петербургу повезло больше всех. В городе на берегах самой полноводной реки Европы прошли соревнования по шорт-треку.
Самыми удивительными вышли соревнования лыжников в Архангельской области. Большую часть призовых мест, а вместе с ними и миллионные призовые, которые они бы никогда не завоевали, получили почти что ноунеймы – спортсмены, про которых мало кто слышал. Настоящие лидеры российских и мировых лыж, например Сергей Устюгов и Александр Легков, тоже участвовали, но заняли аномально низкие для себя места. Есть подозрение, что отказаться от этого фарса они не могли, но и подниматься на подиум тоже не захотели. Впрочем, в других видах спортсмены столь высокой моралью не отличились, и медали, а вместе с ними и миллионные призовые достались объективно сильнейшим. Не стали исключением и соревнования шорт-трекистов в Петербурге.
***
Изначально планировалось, что альтернативные олимпийские соревнования по шорт-треку пройдут в Петербурге с 16 по 18 февраля в рамках традиционного Кубка имени Юрия Павловского. Но что-то пошло не так, и было решено провести их в рамках чемпионата России с 30 марта по 1 апреля.
В качестве места проведения была выбрана Академия фигурного катания на Туполевской улице, 4. Своего нормального катка у петербургских шорт-трекистов нет, как и нормального оборудования. Страховочные маты, чтобы оберегать спортсменов при падении (а падения в шорт-треке случаются часто), пришлось везти аж из Коломны. Лед между заездами заливали специальные девочки из леек, а другие девочки разравнивали воду широкими швабрами.
Говорят, что многие спортсмены остались недовольны льдом. Зрителей это мероприятие не привлекло. Единственная крошечная трибуна была заполнена максимум на 2/3 (не более 300 человек). Приехали в Петербург все сильнейшие: олимпийские чемпионы Виктор Ан, Владимир Григорьев, Семен Елистратов, а также призер чемпионатов мира и Европы – петербурженка Софья Просвирнова. Но если Ана и Григорьева МОК не допустил на Олимпиаду, Елистратов и Просвирнова в Пхенчхане выступили. Елистратов даже выиграл бронзовую медаль, а лучший результат Софьи – пятое место. То есть в Петербурге Елистратов и Просвирнова получили шанс заработать дополнительные деньги.
***
Шестикратный олимпийский чемпион Виктор Ан завоевал на альтернативных стартах три медали – одно золото (500 метров) и два серебра (1000 и 1500 м). Таким образом, его заработок составил 9 млн рублей. Григорьев поскромничал и взял всего лишь одну бронзу на 1000 метрах – это 1,7 млн рублей. Самый большой куш урвал Елистратов (который, еще раз напомним, вообще-то участвовал в Олимпиаде) – две золотые медали (1500 и 1000 м) и одна серебряная (500 м). Итого – 10,5 млн рублей. Внушительная добавка к тем 1,7 млн рублей, которые он получил за бронзу Пхенчхана.
У Просвирновой – золото на 500 м и серебро на 1000 м. То есть 6,5 млн рублей. Тоже хорошая компенсация за обидное пятое место на Играх в Южной Корее. Еще отметим Екатерину Константинову, также принимавшую участие в Олимпиаде, но все равно приехавшую на альтернативные старты. В Южной Корее она участвовала только в эстафетных соревнованиях, где отечественной команде не удалось выйти в финал. В Петербурге же на Всероссийских соревнованиях Константинова выиграла серебро (1500 м) и бронзу (1000 м) – 4,2 млн. У еще одной участницы Олимпиады – Юлии Ефременковой, лучший результат которой в Южной Корее – 10 место, в Петербурге – золото (1000 м) и бронза (1500 м), или 5,7 млн рублей.
На счету 18-летнего Сергея Милованова в Петербурге бронзовая медаль на 500 метрах – 1,7 млн рублей. Возможно, это первый миллион спортсмена, лучшим достижением которого было второе место в эстафете на юниорском чемпионате мира. Почти противоположная ситуация у 33-летней Татьяны Бородулиной, которая уже не раз задумывалась об окончании карьеры, но удачно дотянула до 2018 года. Ей тоже посчастливилось принять участие в альтернативных олимпийских соревнованиях в Петербурге, в которых она выиграла золото (1500 м) и бронзу (1000 м), а вместе с ними и 5,7 млн рублей.
По сути, реальную компенсацию за пропуск Олимпиады, в которой они всерьез могли претендовать на призовые места, получили Виктор Ан и Владимир Григорьев. Остальные либо приличную надбавку (Елистратов, Просвирнова, Константинова, Ефременкова), либо вообще почти случайно заработали миллионы рублей, которые, не случись допингового скандала, никогда бы им не достались (Бородулина), ну или не сейчас, по крайней мере (Милованов).
***
– Я считаю, что это не совсем справедливо, – подчеркнул вице-президент Спортивной федерации конькобежного спорта Санкт-Петербурга Николай Третьяков. – Не могу понять сам принцип этого. Если бы я принимал решение, я бы просто выплатил компенсацию тем, кого не пустили на Олимпиаду, а чемпионат России проводил как обычно. Но наверху приняли такое решение. И получается, что кто-то участвовал и в Олимпиаде, и теперь участвует здесь. И тот, кто участвовал в Олимпиаде, теоретически мог бы выбить того, кто не участвовал в Олимпиаде. Какая-то белиберда получается. Но по факту выиграли те, кто как раз не участвовал. Видимо, какая-то высшая справедливость есть все-таки.
– Честно говоря, мне трудно судить, правильным ли было решение провести такие соревнования, – заявила шорт-трекистка Софья Просвирнова. – Если честно, я даже не знаю, что вам ответить. Не знаю, насколько это правильно или неправильно. Наверное, все же правильно по отношению к тем ребятам, которых не пустили. Понятно, что никакие деньги не компенсируют участие в Олимпийских играх, но все же это тоже хорошо.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»