В России задумались над введением стандарта для ретроавтомобилей. Такие стандарты и отдельные процедуры регистрации для олдтаймеров существуют во многих странах.
Свидетельство бедности
Много лет назад у моего соседа по двору был «Москвич-401». Машине исполнилось лет 30, наверное, запчастей не было. Она больше стояла, чем ездила. Каждую весну сосед с женой заботливо красили ее обычной кисточкой в аутентичный серый цвет. У них просто не было денег на другой автомобиль, поэтому сосед всеми силами старался поддерживать жизнь в этом дряхлеющем на глазах Росинанте. Весь двор сочувственно наблюдал эти мучения и по мере сил помогал советами. Страна-то была советская…
В советской стране старый автомобиль был скорее свидетельством бедности. Моим первым автомобилем был «Крайслер» 1974 года выпуска, купленный на весь первый зарубежный гонорар. Это тоже уже был «антик», но брал я его в Финляндии, где на меня смотрели уже по-другому: мол, человек понимает, что покупает! Машина требовала реставрации, и наивные финны думали, что я несомненно достойно позабочусь о нем, поскольку проникся исторической ценностью Chrysler Sunbeam Avenger и особенно его спортивными заслугами (одно время эти машины были популярны на ралли). На самом деле, конечно, я загонял моего медного «Крайслера» до того, что он фактически стал разваливаться на ходу, и продал долларов за сто человеку, которому он был нужен для каких-то уж совсем странных целей, но никак не в качестве объекта для реставрации.
Свидетельство богатства
В «странах развитого капитализма» владение олдтаймером всегда было делом престижным и очень дорогим. Ведь ценятся машины в оригинальном состоянии, и к тому же желательно на ходу. Любители старины постоянно проводят свои фестивали и тусовки, ралли и парады, не считая пикничков и просто совместных воскресных «прохватов» по городу. Эти сборы многочисленны, и наткнуться на них можно в любом уголке Европы (последний раз я встретил парад олдтаймеров в городе Коньяк во Франции). Кстати, для коллекционеров старых автомобилей не так важно, насколько дорогим был его экземпляр в момент выпуска в свет, – важнее, насколько редкими стали этим машины сейчас. То есть какой-нибудь хорошо сохранившийся Rolls-Royce может оцениваться дешевле, чем уникальный маленький Fiat, который, в свою очередь, стоит на аукционе многие сотни тысяч долларов. Sic transit gloria mundi.
Владение олдтаймером дорогое удовольствие не только потому, что его надо поддерживать в идеальном состоянии. Такие автомобили практически во всех странах являются объектом особых юридических процедур. Другими словами, они должны быть зарегистрированы особым образом, проходить технические осмотры особым образом, и кое-где их эксплуатация ограничена особым сводом правил. В США эти правила разнятся от штата к штату, например в штате Вирджиния вы можете на таких машинах передвигаться только к месту сбора участников клуба или на место другой тусовки, на ремонт или в другие места, куда ехать вам необходимо, но не далее 400 км от дома. В обычные дни на вашем винтажном авто по дорогам Вирджинии ездить нельзя. А вот в штате Коннектикут вполне можно ездить хоть каждый день на работу. В Европе особым демократизмом отличается Швеция – там вообще нет никаких особых ограничений для старинных машин, более того, им позволено проходить техосмотр раз в два года, против ежегодного осмотра у обычных авто.
Признать историческим
Почти во всех странах для старых автомобилей введены особые номерные знаки, которые иногда имитируют старинные, иногда совсем нет. Так, в Германии номера на старинных авто отличаются от обыкновенных добавлением в конце буквы H (Historic), при этом особых ограничений на передвижение таких машин нет. Более того, зачастую технический осмотр таких машин (инспекция) проводится по стандартам, действовавшим на момент выпуска автомобиля, а не по сегодняшним экологическим и стандартам безопасности. Например, нормы выхлопа: для старинных автомобилей этот параметр в Германии даже не замеряется.
Для того чтобы ваш автомобиль признали старинным, историческим, винтажным, олдтаймером и так далее, он должен соответствовать определенным параметрам, которые тоже разнятся от страны к стране. Так, в Австралии старинной считается машина возрастом более 35 лет, а в части штатов США достаточно и 20, в Швеции и Бразилии возраст «старины» – 30 лет. В Великобритании, чтобы оказаться в заветной категории, автомобиль должен быть выпущен ранее 1 января 1973 года, а зарегистрирован ранее 7 января 1973 года.
В Германии кроме возраста в 30 лет для выдачи особого «исторического» номерного знака и соответствующих привилегий и послаблений требуется еще и соблюдение определенных условий. Например, на машине не должно быть современных деталей и агрегатов, а ее общее состояние должно быть «рабочее». То есть допускаются следы ржавчины и некоторые повреждения деталей кузова и покраски, но машина однозначно должна быть способна передвигаться самостоятельно. Экспертизу «на старину» проводит объединение клубов классических и винтажных автомобилей Германии DEUVET, и они вправе отказать любому, чей автомобиль, по их мнению, не соответствует требованиям или вы за ним плохо следите.
При этом количество винтажных машин, зарегистрированных в Германии, просто поразительно – почти 400 тысяч. При этом 16 510 из них в возрасте 60 лет и более. Это тем более впечатляет, учитывая приведенные жесткие требования к таким машинам – они должны быть на ходу!
По российским меркам
Отдельные государственные стандарты и правила для старинных, исторических и винтажных автомобилей, как мы видим, – не новость. Поэтому, наверное, не мешает и в России иметь такие четкие правила и процедуры, которые позволят безбоязненно ездить на ретроавтомобилях, устраивать парады, фестивали, слеты, пикники и шашлыки. Существующие технические требования не различают, где старинный автомобиль, где просто старый, какой автомобиль имеет некую историческую ценность и, следовательно, может претендовать на особое к себе отношение, а где в общем все очень сомнительно (как в случае с недавним «автомобилем Николая Второго»). На сегодняшний день у нас нет авторитетной экспертизы, как с точки зрения техники, так и с точки зрения истории машиностроения. А историческое наследие требует особого отношения, иначе оно либо исчезнет совсем, либо перекочует в другие, зарубежные заботливые руки, как это уже произошло со многими автомобильными раритетами.