Помните ту машину, которую безуспешно пытались «убить» Джереми Кларксон и Ко? Сначала Кларксон сильно стукнул ее о дерево, затем оставил на ночь под водой, потом поджег. Но она отказывалась «умирать» и после минимальных манипуляций (по условиям «эксперимента», нельзя было ничего заменять, можно было только почистить-продуть) машина заводилась и даже самостоятельно ехала. Так оставлять это команда Top Gear не хотела и решила все-таки довести дело до конца.
Грузовичок с помощью крана поставили на крышу многоэтажки, предназначенной на снос. Дом взорвали, машина рухнула на кучу битого кирпича. Но… пять минут манипуляций механика – и она не только завелась, но и своим ходом въехала в студию Top Gear! В знак уважения Джереми, Ричард и Джеймс решили навечно установить ее на постамент как часть декорации своей передачи.
В этом году «Тойоте Хайлюкс» исполняется 50 лет.
Ни разу не люкс
Первое поколение Toyota Hilux появилось в 1968 году и было, естественно, чисто утилитарным развозным грузовичком, сделанным на базе другого грузовичка, Hino Briska, который, в свою очередь, был сделан на базе небольшого легкового автомобиля. Полтора литра двигатель, 57 лошадиных сил, двухместная кабина и два варианта кузова – простой и удлиненный. Словом, невзрачная рабочая лошадка для перевозки досок и мешков с цементом. Японские машины тогда не отличались ни особой надежностью, ни комфортом, ни дизайном и могли завлечь зарубежного покупателя разве что ценой – в Штатах Toyota тогда стоила дешевле любого «американца». Название Hilux выглядело как издевательство или, точнее, напоминало, что остальные «Тойоты» еще менее комфортабельные.
Лишь третье поколение Hilux получило как опции полный привод и пятиместную кабину. Эту машину можно уже смело назвать одним из предшественников SUV – sport utility vehicle, поскольку схема «пять мест и кузов» оказалась очень удобной для любителей активного отдыха, в частности серферов или любителей мотоэндуро.
От утилитарности к популярности и обратно
В 1980 году американская компания Winnebago, занимающаяся постройкой кемперов и перестройкой в кемперы, переделала 1500 «хайлюксов» из открытых грузовичков в закрытые, поставив над кузовом пластиковую крышу. Конструкция была не только одобрена Toyota, но впоследствии превратилась в собственно Toyota 4Runner: уже не грузовичок, но еще не джип. Ну то есть натурально SUV. «Фор-раннеры» выпускались как с полным приводом, так и с приводом на одну ось, как с закрытым кузовом, так и с открытым и уже были совсем почти непригодны для перевозки мешков с цементом.
Если помните, Марти МакФлай в культовом «Назад в будущее» ездил как раз на Toyota Hi-Lux Deluxe 4x4 Xtracab. Она, конечно, не стала столь же культовой, как DeLorean, но все же фильм добавил популярности Toyota в США, и следующее поколение Hilux/4Runner вообще выпускалось на заводе во Фремонте, чтобы не возить машины из Японии. Кстати, этот же автомобиль выпускался и в Германии под маркой VW Taro, поскольку на тот момент у немецкой марки ничего не было в сегменте однотонных грузовичков. Taro был по сути просто Toyota Hilux с бейджиками VW, никаких дополнений и переделок не предполагалось.
Популярны эти неубиваемые грузовички были не только среди серферов и тинейджеров. «Хайлюксы» участвовали и участвуют практически во всех военных конфликтах, где бы на земном шаре они ни разгорелись. Выносливость и неприхотливость Toyota, плюс рамная конструкция, плюс проходимость, плюс возможность полного привода, плюс небольшие габариты – все это сделало «грузовички для серферов» незаменимым транспортным средством для партизанской войны. В новостях не раз мы видели кадры, когда в кузов такого грузовичка ставится пулемет или легкая пушка, и средство огневой поддержки готово.
Дороги к полюсам
Но вернемся к господам Кларксону, Хаммонду и Мэю, благо есть еще один повод. В 2007 году команда Top Gear предприняла успешную попытку добраться до точки магнитного Северного полюса, при этом, как обычно, устроив гонку. Хаммонд ехал на традиционной собачьей упряжке, управляемой известной полярной путешественницей Мэтти МакНейр, в то время как Кларксон и Мэй пытались пробиться к полюсу на Toyota Hilux, модифицированной финнами из компании Arctic Trucks. Как вы понимаете, на трассе «гонки» они были не одни – за телезвездами следовала солидная группа, также на Toyota. 2 мая 2007 года Кларксон и Мэй первыми достигли точки, которую можно считать магнитным Северным полюсом. На автомобиле такой путь был проделан впервые.
На следующий год уже без помпы такие же Toyota Hilux, модифицированные той же финской компанией Arctic Trucks, добрались и до Южного полюса – на это раз самого настоящего, географического. Эти «Тойоты» везли группу поддержки и снаряжение участников антарктической лыжной гонки по маршруту экспедиции Амундсена, и, естественно, вся слава досталась лыжникам, а скромные четырехколесные труженики довольствовались хорошей порцией арктической солярки.
Скромный и модный?
За 50 лет своей истории Toyota Hilux не раз меняла свой облик. По сути, девять поколений машины формально не связывает ничего. Они все разные. Первая Hilux 1968 года никак не напоминает Toyota Hilux Arctic Truck, побывавшую на полюсах. Машина выходила под разными названиями для разных рынков, она выпускалась на заводах на всех континентах, в полутора десятках стран. Она была и модным SUV, и военным транспортом, и героем фильма, и покорителем снегов.
Наверное, все-таки в этой машине что-то такое есть, раз мы про нее столько имеем рассказать…