Впервые в истории парусного спорта россиянка в одиночку пересечет Атлантику. Яхтсменка из Петербурга Ирина Грачёва рассказала «Фонтанке», в чём смысл одиночества в океане.
«Фонтанка» продолжает знакомить читателей с россиянками, берущимися за работу и задачи, которые исторически были ближе мужчинам. Ирина Грачёва рассказала, почему она решила стать первой из россиянок, кто даст вызов непредсказуемой Атлантике, и о том, что, несмотря на отсутствие поддержки от всех российских структур, к которым она обращалась, её яхту всё равно украсит именно российский триколор.
– Расскажите о гонке – почему вы именно в ней решили участвовать? До вас в ней принимали участие россияне?
– Эта гонка – вызов. Перейти Атлантику – это то, к чему стремится каждый яхтсмен. А перейти её в одиночку – это уже вызов не только себе, но и океану. Она уникальна тем, что в ней участвуют очень маленькие яхты, всего 6,5 метров длину. Ее исторически организуют французы, и для многих гонка Mini-Transat является must do, без которой спортсмен фактически не считается профи. В 2017 году гонка отметила своё 40-летие. Из России в 2015 году на ней выступал Юрий Фирсов. Это было первое и единственное участие в гонке россиян.
– То есть вы первая русская девушка, которая попробует преодолеть Атлантику в одиночку?
– Да. Более того, я буду первой русской, которая пойдёт одна. Знаю, что в 2019 году, когда я выйду на старт, из России будут ещё два участника, но это мужчины.
– Откуда старт и где финиш?
– Гонка стартует в городе Ля-Рошель. Это традиционное место старта. Промежуточный финиш на Канарских островах. Финиш на Карибах. Обычно Гваделупа или Мартиника. Первый этап в 1300 миль занимает в зависимости от погоды и типа яхты от одной до двух недель в море. И потом ещё 2700 миль – это ещё от двух до трёх, иногда четырёх недель пути.
– Сколько всего там будет яхт и откуда?
– В том году было ограничение 84 яхты. На старт вышла 81. Сегодня потенциальных участников, которые уже начали тренироваться, приобрели лодки, значительно больше, чем в прежние годы.
– Кто в России спонсирует первую россиянку, решившую преодолеть Атлантику в одиночку?
– Мы много к кому обращались. Получили много отказов. Найти поддержку довольно непросто. На данный момент меня поддерживает только моя компания, в которой я работаю. Мы занимаемся сертификацией. У нас есть французский партнёр. Мне помогли купить лодку. Плюс меня поддерживают в частном порядке на личном уровне мои друзья.
– При этом вы всё равно идёте под российским флагом?
– Да. У меня есть медиакоманда из друзей, люди работают на энтузиазме.
– Почему в одиночку? Бесят коллеги?
– Нет. Но в определённый момент начинаешь задаваться вопросом, а что ты можешь сама?
– Я знаю, что до этого вы пересекали Атлантику с напарником. Успехи были?
– Мы установили мировой рекорд. 13 дней, 5 часов, 18 минут и 32 секунды. Мы шли из Бермуд в Англию. Трансатлантические гонки чаще всего идут по пассатам, которые люди использовали для торговых маршрутов в древние времена. Из Европы в Америку. А мы установили рекорд в противоположную сторону.
– Какие рекорды могут состояться в вашем одиночном плавании?
– В первую очередь для меня как спортсменки успехом будет, если я доберусь до старта. Я ведь не только спортом занимаюсь, я ещё и работаю. А дойти до финиша – это вторая цель. Безусловно, это будет событием для России, если первая девушка из России пересечёт океан. Тем более без картплоттеров. Они запрещены. Идти можно только по бумажным картам. Старые методы навигации. Единственное, что мы можем, – считывать координаты с GPS.
– Во время перехода Атлантики вы будете видеть соперников?
– Всё, что нам разрешено из средств связи, – это радиосвязь VHF. Она добивает примерно на 10 миль. Общение будет минимальным и только по делу.
– Не страшно?
– Страшновато немножко. Глаза боятся, а руки делают. Осталось набрать опыт. Почувствовать новую яхту. Почувствовать её ночью, освоиться с матчастью.
– Что нужно уметь до старта на 100%?
– Крайне важно разбираться во всех системах яхты, особенно в электрике. Это то, что обеспечивает работу автопилота. И если эта система выйдет из строя, я должна уметь её починить. Потому что как только нет автопилота, ты не можешь уйти с руля, не можешь лечь спать. Т.е. гонка проиграна.
– Вы знаете о девочках, которые ходили в одиночную кругосветку в юности? Вам так не хотелось?
– Я знаю, что они очень этого хотели, старались и работали для этого. Например, Элен Маккартур (британская яхтсменка, в 2001 году в возрасте 24 лет ставшая самой юной девушкой, совершившей одиночное кругосветное плавание, а в 2005 году на тримаране установившая мировой рекорд скорости в кругосветках – 71 день. – Прим. ред.) точно так же начинала с Mini-Transat. Но всегда нужны спонсоры. Mini-Transat – это условно подъёмные суммы даже для одного человека. Минимум 120-135 тысяч евро. Но когда мы говорим о кругосветных гонках и яхтах большего размера, то там бюджеты исчисляются миллионами.
– Какая минимальная яхта нужна, чтобы мечтать о кругосветке?
– Сейчас люди пошли на яхтах всего 20 футов. Это меньше, чем у меня 6,5 метров. Минимального размера нет. Один польский яхтсмен идёт кругосветку на самой маленькой яхте. Он уже близок к финишу. Он стартовал в августе прошлого года. Известно, что он уже обогнул мыс Горн, но у него начались трудности с мачтой. У него в итоге только один парус. Такие вещи люди делают прежде всего для себя.
– Как вы учитываете изменение климата? Многие отмечают, что каждый год ветер на Земле становится сильнее, а, стало быть, опасных ситуаций, связанных с погодой, может быть больше.
– Да. Это заметно. Циклонов всё больше. Заметили это прошлым летом, когда устанавливали трансатлантический рекорд скорости вдвоём. Мы попали в такую ситуацию, когда шторм продолжался трое суток.
– Что вам сказали близкие, когда узнали, что вы хотите и будете участвовать в такой гонке в одиночку на небольшой яхте?
– Конечно, они очень всполошились. Переживали. Но сейчас все близкие меня поддерживают.
P.S. Покорять моря и океаны в одиночку женщины придумали сравнительно недавно. В 2010 году австралийка Джессика Уотсон побила мировой рекорд, который принадлежал мужчине-яхтсмену, и совершила кругосветное путешествие на яхте всего за 7 месяцев. Во время тренировок перед плаванием она едва не погибла, столкнувшись ночью с сухогрузом. На момент путешествия Джессике Уотсон было всего 17 лет. В 2011 году кругосветное путешествие на яхте совершила голландка Лаура Деккер. И хотя её путешествие длилось на три месяца дольше, чем кругосветка австралийки, один год и один день, Деккер установила рекорд как самая юная в истории яхтсменка, совершившая кругосветное путешествие. Она финишировала за 3 дня до своего 17-летия. В России девушек, готовых на столь смелый поступок, ещё не было. Как и спонсоров, готовых поддерживать такие начинания. Но, судя по решительности петербурженки Ирины Грачёвой, всё только начинается.
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»