Пограничный переход «Торфяновка» должен преобразиться через несколько лет. Полос для автомобилей и автобусов станет в два раза больше, появится новое здание, а ещё бокс углублённого досмотра. Любопытно, что заплатят за работы на российской стороне в основном европейцы.
Как пишет «Фонтанка», необходимость модернизации «Торфяновки», одного из самых загруженных пунктов пропуска на границе с Финляндией, назрела давно. Российский МАПП был введен в эксплуатацию еще в далеком 1958 году, а свои нынешние черты приобрел к памятной дате 50-летия Октябрьской революции, когда под руководством архитектора Сергея Сперанского и был спроектирован комплекс для пересечения границы. После этого его несколько раз перестраивали из-за растущего туристического потока, но грядущая реконструкция может кардинально поменять вид «Торфяновки».
«Проектом реконструкции предусмотрено полное разделение потоков движения транспорта на въезд и на выезд путем строительства отдельного выездного направления для автобусов и легкового транспорта и преобразования существующего въездного и выездного направления для легкового транспорта в отдельное въездное», – рассказал «Фонтанке» руководитель федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Виктор Люкшин.
Планируется также возведение нового здания для туристических групп. Вместо нынешних четырех полос для легкового транспорта будут оборудованы восемь, с модулями пограничного и таможенного контроля. Помимо этого еще две полосы будут выделены для автобусов. Это, по замыслу создателей проекта, позволит пропускать до 3570 автомобилей, 1950 грузовиков и 190 автобусов в сутки, что почти в два раза больше, чем сейчас. А ещё на «Торфяновке» появится новый бокс углублённого досмотра и стоянка для машин.
По ту сторону границы следят за модернизацией российского пункта пропуска. Финское транспортное агентство (FTA) стало одним из партнеров грядущей реконструкции «Торфяновки». Как пояснил «Фонтанке» менеджер международных проектов в FTA Юри Мустонен, уже сейчас Ваалимаа-Торфяновка является самым оживленным местом пересечения границы между нашими странами, что не может не волновать финнов.
«Очевидно, что в самом ближайшем будущем объем трафика между Россией и Финляндией значительно вырастет. С финской стороны пункт пропуска «Ваалимаа» уже в значительной степени модернизирован, хотя мы продолжим работы в этом направлении в следующие 3–4 года. Таким образом, можно сказать, что мы готовимся к будущему по обе стороны границы», – рассказал Мустонен. В Финляндии считают, что после реконструкции «Торфяновки» на границе будет «меньше очередей, меньше перегрузок и выбросов».
В масштабном преображении российских «ворот в Европу» заинтересованы и в ЕС. Поэтому у проекта реконструкции, на который потребуется 4,5 миллиона евро, будет совместное финансирование, причем большую часть выделит именно Европейский союз. Предполагается, что европейский грант покроет почти 80% строительства и составит 3,6 миллиона евро. «В настоящее время заявка на реконструкцию МАПП «Торфяновка» подана на рассмотрение Еврокомиссии, – рассказала «Фонтанке» эксперт программы приграничного сотрудничества поддержки совместных проектов по внешним границам ЕС Валентина Чаплинская. – В ближайшее время, в начале апреля, мы надеемся получить от них ответ или комментарии».
Если проект не вызовет нареканий у еврочиновников, то начнется подготовка грант-контракта.
Однако свое «да» должна сказать и Россия, так как проекты приграничного сотрудничества смогут начать работать только после ратификации. «Соглашение о финансировании программ приграничного сотрудничества между Россией, ЕС и Финляндией подписано, но еще не ратифицировано в Государственной думе РФ», – напоминает Чаплинская.
Только после одобрения сторон можно будет говорить о сроках строительства. Если ничего не помешает, то все приграничное великолепие появится уже в конце 2021 года. Строительство начнется в 2020 году и продлится почти 36 месяцев. «Пока это все еще на стадии планирования, то есть все даты индикативны», – отметила Валентина Чаплинская.