Женева входит в «большую пятёрку» важнейших мировых автошоу. Ирония в том, что, в отличие от соседей по «пятёрке», своей автопромышленности в Швейцарии нет. А автосалон мирового уровня есть. Швейцарский парадокс! Всё потому, что в «пятёрке» у каждого своё неповторимое лицо.
«В самом центре Европы, на берегах пленительного Женевского озера в Международный женский день гостеприимно распахнет свои двери один из крупнейших мировых автофорумов – Женевский автосалон», – так, наверное, начал бы свой репортаж корреспондент советского Гостелерадио, если бы эта организация существовала до сих пор.
Но советского Гостелерадио нет почти три десятка лет, а Женевский автосалон всё так же ежегодно проходит «на берегах пленительного Женевского озера».
Нынешняя автовыставка будет уже 88-й, но, несмотря на солидный возраст, никаких признаков старости не выказывает. Более того, швейцарская Женева всегда входила и до сих пор входит в так называемую «большую пятёрку» важнейших мировых автошоу – вместе с немецким Франкфуртом, французским Парижем, американском Детройтом и японским Токио.
Ирония здесь в том, что, в отличие от соседей по «пятёрке», своей автопромышленности в Швейцарии нет вообще. Одно тюнинг-ателье Rinspeed на всю страну не в счёт. Автопромышленности нет, а вот автосалон мирового уровня есть. Швейцарский парадокс!
А всё потому, что в «большой пятёрке» у каждого автосалона своё неповторимое «лицо». Франкфуртская выставка называется просто и прямолинейно: «Международный автомобильный салон» (IAA, Internationale Automobil-Ausstellung) и так же просто и незамысловато является самым большим автосалоном мира. Точка. Он проводится поочередно во Франкфурте и Ганновере, причем по нечётным годам во Франкфурте выставляют легковые автомобили, а по чётным в Ганновере – всё, что перевозит грузы.
Парижский Mondial de l’Automobile, напротив, самая посещаемая автовыставка в мире. Проходит раз в два года, по чётным годам (как бы в очередь с немцами) и собирает по полтора миллиона посетителей со всей Европы. Да что Европы — со всего мира! Немудрено, что именно в Париже всегда проводится больше всего мировых премьер серийных автомобилей.
Американский NAIAS (North American International Auto Show) весь такой американский, и этим, собственно, всё сказано: американский рынок. LADA Kalina там не продашь, UAZ-«буханку» тоже. Впрочем, японские Kei cars тоже не продашь. Здесь господствуют «танки-янки» и большие пикапы, европейские компактные и экономичные машины проходят по разделу «экзотика».
И, наконец, Токио, а точнее Tokyo Oto Saron… О эта японская любовь ко всяким извращениям! О этот вкус сырой рыбы, риса и теплого саке! О этот блеск самурайских мечей и стук деревянных сандалий-подставок гэта! Японцы слишком любопытны, чтобы упускать возможность увидеть ответ на вопрос: «А что если?..» Словом, Токийский автосалон в основном посвящён тюнингу и другим переделкам серийных и не очень серийных автомобилей.
А что же Женева? Чем она порадует? Считается, что именно в Женеве определяются мировые тенденции, именно тут можно увидеть и даже пощупать автомобильное будущее. Женевский автосалон иногда называют playground для автопромышленников и автодизайнеров, место встреч, дискуссий, новых идей. И концепты здесь соответствующие — от почти готового препродакшена до какого-нибудь сумасшедшего агрегата, который непонятно, то ли ездит, а то ли летает.
Впрочем, в этом году, судя по первым репортажам в Женеве, всё довольно предсказуемо и бессенсационно. Традиционно за день-два перед официальным открытием в залы запускают экспертов-специалистов и вездесущих журналистов. Последние не преминут раскрыть какой-нибудь «секрет фирмы», который, впрочем, им охотно сольют первые. Так вот, сводки с женевский полей пестрят гибридами разных мастей, чуть-чуть переделанными прошлогодними моделями и вполне себе готовыми к производству концептами. Сенсаций пока не видно, скандалов не предвидится.
Хотя, может быть, сюрпризы нас ещё ждут.