Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Смольный дождался антракта на «Театральной» (фото)

Смольный дождался антракта на «Театральной» (фото)

4 887
иллюстрация из книги "Кембрийский излом", автор книги Юрий Трефилов
Источник:

Трехмесячный запас терпения сотрудников «СМУ-11 Метрострой» закончился в самый неподходящий момент. Накануне президентских выборов в городе впервые в новейшей истории бастуют метростроевцы.

Щит в тоннеле под Невой от «Театральной» до «Горного института» остановился утром 6 марта. У проходческого комплекса осталась пара слесарей и сотрудников техобслуживания, рабочая смена в забой не спустилась. Почти 30 человек написали заявление по 142-й статье Трудового кодекса о невыходе на работу в связи с длительной задержкой заработной платы. В 15.00 стало понятно, что и их товарищи из второй смены не настроены запускать щит, который обжимает породами на полпути к финишу. Когда их примеру последовала и ночная смена, чиновники всех мастей выстрелили залпом успокоительных заявлений.

Долгов по зарплате в «СМУ-11 Метрострой» накопилось больше 70 млн рублей, сообщает инспекция по труду. По словам самих сотрудников, в середине января заплатили за октябрь и около четверти положеного за ноябрь. В конце февраля вроде бы решили остановить проходку тоннеля, но встретились с руководством и передумали. Во-первых, им пообещали погасить долги до 6 марта; во-вторых, сама остановка чревата техническим проблемами: обжатый породами щит потом сложно запустить, дольше нескольких суток ему стоять нельзя. В итоге комплекс пополз дальше в сторону Васильевского острова, а чиновники получили возможность сообщить, что проблема снята.

Ненадолго. 5 марта в группе предприятия в соцсети стали появляться призывы: «Жены, не отпускайте мужей на работу, пока деньги на карту не поступят. А то так и будем работать без зарплаты, веря, что вот-вот, ещё чуть-чуть и всё будет хорошо». 6-го числа заветные эсэмэски не пришли на телефоны проходчикам, а они сами не пришли на работу.

Проблемы с оборотными средствами и зарплатами у подразделений главного «Метростроя» не новость: банковское сопровождение, обязательное для крупных контрактов, не позволяет им перекидывать средства с одного проекта на другой, а сложная процедура приемки работ может приводить к кассовому разрыву. Этим частично объясняются и проблемы у сторонних субподрядчиков, по тому же стадиону, которые месяцами ждут своих денег. СМУ-11 формально не является «дочкой» «Метростроя», у них отношения генерального подрядчика и субподрядчика, но коллизия в данном случае особая. Налоговая служба еще в 2016 году предъявила предприятию незаконной вычет НДС по операциям с несколькими компаниями, на самом деле в стройке не участвовавшими. Неуплаченных налогов, штрафов и пеней набралось на миллиард. ФНС и СМУ-11 ощетинились взаимными исками, среди которых есть и иск о банкротстве. Счета компании, пусть и не сразу, арестовали в качестве обеспечительных мер. На уголовном фронте тоже не обошлось без потерь — в отношении гендиректора СМУ-11 Андрея Морозова возбудили дело за уклонение от налогов на 719 млн.

Именно на арест счетов упирают все без исключения чиновники и ведомства, вовлеченные в конфликт. «Средства в размере 51 млн рублей в адрес СМУ-11 перечислены, но не дошли по причине ареста счетов, – рассказал «Фонтанке» вице-губернатор Игорь Албин. – Мы подключили прокуратуру города, инспекцию по труду, службу судебных приставов. Люди получат заработанные деньги. Вопрос находится на контроле в правительстве Санкт-Петербурга». «Со стороны комитета генподрядчику (Метрострою) незамедлительно производится оплата выполненных работ по Лахтинско-Правобережной линии, где СМУ-11 выполняет проходку», – говорят в КРТИ. «На данный момент на банковские счета СМУ-11 направлено 51 млн рублей с целевым назначением на выплату заработной платы, – продолжает цепочку «Метрострой». – Однако в связи с арестом банковских счетов, наложенных налоговой инспекцией, выплатить заработную плату традиционным путем СМУ-11 не может».

Дальше показания расходятся: в Смольном ранее уверяли, что перечисления начались, а вот «Метрострой» утверждает, что «выплата заработной платы до сегодняшнего дня еще не производилась».

Приставы заявили, что направили постановление в банк «Санкт-Петербург» о первоочередном перечислении поступающих средств с арестованных счетов на спецсчет для погашения долгов по зарплате. 21 млн за ноябрь распределили между рабочими 5 марта, на операцию может уходить до 3 дней. Судя по сообщениям в соцсетях, деньги действительно приходят, но пока не всем; сами сотрудники считают, что выплаты идут в алфавитном порядке, но в банке на запрос «Фонтанки» оперативно ответить не смогли.

Что касается декабря и января, то по ним также пришли исполнительные производства; прокуратура утверждает, что 28 млн рублей уже на банковских счетах Федерального казначейства для последующего распределения, именно оно осуществляет перевод. На фоне этого безналичного мельтешения фактическая ситуация в забое кажется стабильной: там никто не работает. Ночная смена также написала заявления по 142-й статье ТК; так что пока не ясно, запустится ли щит в 23.00. По информации «Фонтанки», руководство СМУ-11 проводит встречу с сотрудниками вечером 6 марта.

В Москве метростроевцы бастовали сравнительно недавно, в 2015 году на Петровско-Разумовской линии. Для Петербурга это эксцесс, со времени выходов к Смольному в конце 1990-х организованных забастовок в подземке, считай, не видели.

Источник:
Источник:

Все накладывается на приближающиеся выборы президента; возможно, именно этим объясняется вчерашняя просьба Игоря Албина не уделять лишнего внимания ситуации на Лахтинско-Правобережной линии. Остановка щита автоматически эту просьбу нивелирует; на вопрос «Фонтанки» об оргвыводах вице-губернатор ответил, что они последовали, и напомнил об увольнении Михаила Цалко, замглавы КРТИ, отвечавшего за подземку. «Руководство "Метростроя" предупреждено о недопустимости подобных ситуаций во взаимоотношениях с субподрядными организациями», – добавил чиновник.

«С одной стороны, коллектив СМУ-11 является передовым, именно этому коллективу в свое время были доверены самые сложные с технической точки зрения объекты, например второй выход станции «Спортивная» или наклонный ход станции «Адмиралтейская», – говорит Николай Александров. – И то, что этот коллектив продолжал работать на «Театральной», несмотря на трехмесячную задержку выплаты зарплаты, только доказывает тот факт, что в нем работают истинные метростроевцы». Тем не менее у истинных метростроевцев скоро может не остаться работы. «Очень высок риск того, что организация просто не сможет выполнить взятые на себя обязательства, и нам, как генподрядчику, придется сменить подрядную организацию, – признается Александров. – Могу заверить в том, что ОАО «Метрострой» приложит все усилия, чтобы сохранить коллектив СМУ-11, а также в том, что строительство Лахтинско-Правобережной линии метрополитена будет продолжено».

Прямого влияния на главу СМУ-11 Андрея Морозова у «Метростроя» или КРТИ нет, за «оргвыводы» в отношении него отвечают другие инстанции. По информации прокуратуры, возбуждено новое уголовное дело по невыплате заработной платы.

Николай Кудин,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
64
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях