Ответственность за войну
После того, как советские войска освободили Выборг, Петрозаводск, большую часть Карелии, а на востоке Финляндии бои начались на ее территории, главнокомандующий Карл Маннергейм понял, что вопрос выхода из войны с Советским Союзом - это уже вопрос существования страны как независимого государства. В итоге с 4 сентября 1944 года военные действия между Советским Союзом и Финляндией были прекращены, а 19 сентября страны подписали Соглашение о перемирии. Впервые в новейшей истории от имени союзных держав, находящихся в состоянии войны с Финляндией, свою подпись на международном соглашении поставил человек, уполномоченный не только СССР, но и Соединенным Королевством. Таким лицом был Андрей Жданов, член военного Совета Ленинградского фронта. Уже 28 сентября 1944 территория полуострова Порккала в Финляндии была передана советской стороне, а с 1 октября 1944 года советские части приступили к охране государственной границы, которая пролегла по линии, оговоренной странами еще в 1940 году.
Но кроме контрибуций, возврата имущества и военнопленных Финляндия приняла на себя обязательство сотрудничать в задержании лиц, обвиняемых в военных преступлениях, и суде над ними. Ключевым и практически неразрешимым для нового руководства и судебной системы республики стал вопрос: как начать судебный процесс в отношении политического руководства страны, находившегося у власти в ходе начала и во время войны с СССР? Как осудить Карла Маннергейма, Ристо Рюти, министров, которые управляли страной в годы войны, но которых в то же время поддерживало большинство населения? Пользуясь ситуацией, политикам Финляндии пока удавалось маневрировать, но после разгрома фашистской Германии и подписания странами-победителями Соглашения о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран ситуация кардинально изменилась. 8 августа 1945 года чрезвычайный и полномочный посланник СССР в Финляндии Григорий Савоненков напомнил премьер-министру Юхо Паасикиви о том, что если новое политическое руководство продолжит бездействовать, судить прежнее будут победители. «Если в Финляндии для этого нет соответствующего закона, то его следует срочно принять», - невзначай, но жестко добавил советский дипломат, прощаясь. Учитывая, что в Хельсинки приезжает сам Жданов, а всего в 17 километрах от центра столицы, в Порккале, расположена военная база Советского Союза, где находятся 10 500 вооруженных и имеющих боевой опыт морских пехотинцев и офицеров, про летние отпуска, сауны и обычную финскую нерасторопность политикам этой страны летом 1945 следовало забыть.
Экспресс-закон
В соответствии с положениями разработанного летом нового закона, «лицо, осуществляющее деятельность в государственных органах управления и повлиявшее на присоединение Финляндии к войне на стороне фашистской Германии или препятствующее заключению мира, подлежит обвинению за деятельность, направленную против интересов государства и нанесению государству ущерба и наказанию за это в виде содержания под стражей или тюремного заключения».
Закон предписывал, что по иску правительства страны обвинения должны быть предъявлены до конца 1945 года, от лица правительства, и в качестве государственного обвинителя выступает прокуратор (в Финляндии – специальное должностное лицо при правительстве или парламенте страны). Судебным председателем стал президент Верховного суда.
Перед началом парламентских слушаний 11 сентября 1945 года наблюдательная комиссия под руководством Жданова направила в парламент Финляндии записку. В ней говорилось, что закон должен обязательно содержать положения о предъявлении обвинений в военных преступлениях и политическому руководству Финляндии, а именно тем лицам, которых Советский Союз считает инициаторами военных действий против СССР. Законопроект имел противоречивый характер и потому мог быть признан не соответствующим Конституции Финляндии и процессуальным нормам Северной Европы. Тем не менее закон был одобрен парламентом в ходе второго слушания. 12 сентября он был утвержден премьер-министром, поскольку Карл Маннергейм в то время был болен.
6 ноября Госсовет Финляндии под контролем наблюдательной комиссии сформировал список политиков, подлежащих задержанию в рамках действия нового закона, а уже назавтра, в день Октябрьской революции, все указанные в списке лица были задержаны Управлением госбезопасности Финляндии. Маннергейма в списке обвиняемых не было, официальная причина - высочайшее уважение финского народа. Хотя освобождение от ареста не освободило маршала от дачи свидетельских показаний.
СССР настаивает
Суд над задержанными высокопоставленными политиками республики проводился в Доме сословий в центре Хельсинки с 15 ноября 1945 года по 21 февраля 1946 года. Всего состоялось 23 судебных заседания. В состав суда входили пятнадцать судей и двенадцать членов парламента. Государственным обвинителем выступал прокуратор Тойво Тарьянне (Toivo Tarjanne). Защиту подсудимых обеспечивали лучшие адвокаты Финляндии под руководством бывшего посла и министра иностранных дел Хьялмар Прокопе (Hjalmar Procopé). В судебном процессе приняли участие множество иностранных журналистов и дипломатов. Любопытный факт: на период Рождества некоторых из обвиняемых временно освободили из-под стражи, но по настоянию Андрея Жданова они были немедленно арестованы вновь.
После исследования материалов дела и допросов, включая допрос маршала Маннергейма, 15 февраля 1946 года суд провел предварительное голосование и вынес предварительный приговор, который предполагалось огласить и опубликовать 18 февраля. Согласно документу, суд принял решение оправдать посла в Германии Тойво Кивимяки и приговорить президента Ристо Рюти к 8, премьера Юкку Рангелла к 5 и остальных обвиняемых - к 2-3 годам лишения свободы. Ознакомившись с предварительным решением суда, комиссия под руководством Жданова заявила, что «наказания носят символический характер и их следует пересмотреть». Предупреждение о мягкости наказания и возможности конфликта с СССР по этому поводу последовало и от посла Великобритании. В итоге суд пересмотрел свои выводы, и 21 февраля 1946 года на финальном заседании были вынесены шокирующие для страны приговоры. Все осуждённые получили тюремные сроки от 2 до 10 лет и после оглашения приговора были незамедлительно отправлены в центральную тюрьму Хельсинки для отбывания наказания.
Ристо Рюти (Risto Ryti), 5-й президент Финляндии, - 10 лет;
Юкка Рангелл (Jukka Rangell), 25-й премьер-министр, - 6 лет;
Эдвин Линкомиес (Edwin Linkomies), 28-й премьер-министр, - 5 лет 6 месяцев;
Вяйно Таннер (Väinö Tanner), министр по делам торговли и промышленности, - 5 лет 6 месяцев тюремного заключения;
Тойво Кивимяки (Toivo Kivimäki), посол Финляндии в Берлине, - 5 лет;
Хенрик Рамсай (Henrik Ramsay), министр иностранных дел, - 2 года 6 месяцев;
Антти Кукконен (Antti Kukkonen), министр образования, - 2 года;
Тюко Реиникка (Tyko Reinikka), министр финансов, - 2 года.
После амнистии - в политику и науку
Судебный процесс в Финляндии положил основу для заключения 10 февраля 1947 года Парижского мирного соглашения, которое было ратифицировано СССР 29 августа 1947 года. Почти сразу после этого Финляндию покинула и наблюдательная комиссия. Таким образом, появилась возможность пересмотреть сроки наказаний для политических осужденных и использовать механизм амнистии. В итоге в октябре 1947 года были освобождены бывшие министры Антти Кукконен и Тюко Реиникка, а в апреле 1949 года президент Финляндии Паасикиви помиловал Ристо Рюти и других осужденных. Будучи последним из помилованных, Ристо Рюти был полностью освобожден из-под стражи лишь в феврале 1951 года. Для него, находящегося в это время в тюремной больнице, это выразилось лишь в том, что охраны у дверей его больничной палаты больше не стояло.
Однако осужденные не утратили народного доверия. Так, освобожденные от наказания Эдвин Линкомиес и Тойво Кивимяки вернулись к научной работе в профессорском сообществе Университета Хельсинки. Вяйно Таннер уже в 1951 году, а затем и Антти Кукконен в 1954 году были избраны в парламент республики и продолжили свою политическую карьеру. За ними к работе и нормальной публичной жизни вернулись и другие осужденные, за исключением единственного из высокопоставленных политиков военного периода – бывшего президента страны Ристо Рюти. Последний уединился, полностью ушел из общественной жизни и скончался в 1956 году. Незадолго до смерти Рюти научным советом Университета Хельсинки ему был присвоен статус почетного доктора наук.
Таким образом, находясь, с одной стороны, под давлением могучего соседа, с другой – пользуясь поддержкой народа своей страны, новое политическое руководство Финляндской Республики смогло преодолеть сложный период в своей истории, когда демократический строй, целостность и независимость страны опять находилась под непосредственной угрозой. Лавируя в сложнейших политических условиях, Финляндия продолжила внешнюю политику на сближение с СССР. Это требовало высочайшего мастерства дипломатии финских чиновников и стоило им и всей политической элите Финляндии огромных усилий и даже утрат. Позиция нейтралитета и получение вскоре после военного конфликта места важнейшего для СССР экономического партнера позволили этой северной стране направить усилия на развитие рыночной экономики. Путем политических переговоров и посредничества между СССР и Норвегией (уже тогда страной НАТО) финским дипломатам удалось убедить СССР в ненужности военной базы, и в 1955 году СССР передал территорию Порккала-Удд обратно Финляндии.