Трое немецких автопроизводителей обвинены в нарушении морали и этики: для того чтобы провести тестирование выхлопов дизельных автомобилей, Daimler, BMW и Volkswagen использовали людей и обезьян. Это стало вторым мощнейшим ударом после «дизельгейта».
Когда в 2017 году немецкий Volkswagen признал свою вину в обмане в результатах тестов на токсичность выхлопа дизельного топлива, это стоило компании более 25 миллиардов долларов. Однако появляются факты, показывающие, что компания все еще готова переступить через мораль ради собственной выгоды. В понедельник, 29 января, зарубежные СМИ обнародовали информацию о том, что три немецких автопроизводителя в 2014 году заказывали исследование воздействия выхлопных газов и диоксида азота. Испытуемыми выступали люди и приматы.
Результаты этой работы, проведенной Европейской исследовательской группой по окружающей среде и здоровью в транспортном секторе (EUGT), никогда не публиковались, а научная лаборатория, выступавшая куратором, впоследствии была расформирована. Также все три автогиганта – Daimler, BMW и Volkswagen – в выходные открестились от своей причастности к данному исследованию.
«Мы шокированы масштабом и характером исследований... Мы строжайшим образом осуждаем такие эксперименты», – заявили в «Даймлере». В заявлении компании, появившемся, когда речь шла только о приматах, то есть еще до того, как публично стали известны факты участия в испытаниях еще и людей, компания обвиняет экспериментаторов в нарушении этических норм и моральных ценностей, пусть даже комиссия по этике и одобрила такое исследование. В BMW заняли аналогичную позицию: им ничего не было известно о таких научных работах, проводящихся под руководством Volkswagen.
Между тем в «Фольксвагене» заявляют, что в ошибках и просчетах виновны отдельные лица, но не компания в целом.
Как на прошлой неделе сообщало издание New York Times, в одном из экспериментов обезьян заставили в течение нескольких часов дышать выхлопными газами автомобиля Volkswagen Beetle и для сравнения – выхлопами старого пикапа. Таким образом, исследование должно было доказать, что выбросы «Жука» совершенно чистые. К слову, эта история уже послужила основой для одной из новых серий сериала «Грязные деньги» студии Netflix.
Журналисты отмечают, что масштабные планы на проведение экспериментов с выхлопными газами с участием людей с самого начала были пересмотрены, однако отдельные тесты все же проходили и, возможно, поощрялись тремя немецкими автопроизводителями. В понедельник газеты Sueddeutsche Zeitung и Stuttgarter Zeitung рассказали о характере экспериментов: здоровые люди вдыхали двуокись азота (NO2), газ, который в основном выделяется при движении транспортного средства.
Тесты проводились на территории немецкого университета Аахена при поддержке EUGT. Спонсором, как сообщает Bloomberg, выступали Volkswagen AG, Daimler AG и BMW AG. После раскрытия информации автопроизводители были вынуждены дистанцироваться от работы.
«Я сделаю все для того, чтобы эти события были тщательно расследованы», – заявил 29 января глава «Фольсквагена» Ханс Дитер Пётш.
Вынуждены были объясняться и представители Аахенского университета. Они заявили, что в тестах, проводимых в клинике, участвовали 25 добровольцев. При этом была проведена стандартная процедура: исследование было согласовано независимой комиссией по этике, а от каждого участника получили письменное согласие. Исследование было закрыто до того, как в 2015 году были обнародованы откровения о ПО, используемом Volkswagen.
При этом Агентство по охране окружающей среды США (EPA) подчеркивает, что даже небольшое по времени вдыхание этого газа может иметь серьезные последствия для здоровья.
«Воздух с высокой концентрацией NO2 раздражает дыхательные пути. Даже кратковременное воздействие может усугубить респираторные заболевания, особенно астму (вызвать кашель, одышку и затрудненное дыхание), и вызвать потребность в экстренной медицинской помощи и даже госпитализации», – пишет EPA на своем веб-сайте.
Эксперименты на людях проводились, вероятно, в период 2012 – 2015 годов, и никаких сообщений о нанесенном испытуемым вреде не поступало. Один из исследователей сегодня подтвердил, что такие работы проводились, но подчеркнул, что применялась концентрация диоксида азота, близкая к уровню содержания этого газа в обычных помещениях. Также он добавил, что тройка автопроизводителей была в курсе исследований, но не рассказывала о них.