Дилеры KIA в Петербурге не в состоянии отдать купленные в салонах машины. Они уже задолжали клиентам в общей сложности около 200 миллионов рублей. Сейчас продавцы корейской марки распродают имущество и добиваются поддержки от импортера. Но участники рынка уверены: грядет чистка рядов.
О проблемах с получением машин KIA в автосалонах Петербурга пишут участники форумов автомобилистов. Так, на сайте vashamashina.ru можно найти десятки страниц дискуссий о задержках в четырех салонах «Автоцентр Аврора». По словам пользователей, проблемы с выдачами начались еще осенью 2017 года и с тех пор только усугублялись. Просрочка составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. Покупателям, расторгшим договоры купли-продажи, денежные средства не возвращены. По словам клиентов, дилер обещает решить проблему, но постоянно сдвигает сроки, а также под видом гарантийных писем заключает новые договоры с более поздней датой выдачи.
Об аналогичных проблемах сообщают клиенты компании «Открытая дорога», владеющей салоном KIA на Ириновском проспекте. По их словам, перебои случались и в прошлом году. Но в декабре 2017 года выдачи остановились вовсе. 9 января на портале сведений о банкротствах появилось сообщение компании о намерении признать себя несостоятельной. С сайта российского представительства KIA информация о салоне исчезла. По словам клиентов, они всерьез опасаются остаться без денег и без машин.
Собственники автосалонов признают наличие проблем, но пока не теряют надежды справиться с финансовыми трудностями.
Совладелец «Автоцентр Аврора» Михаил Геворков заявил «Фонтанке», что приостановка выдачи машин возникла по вине банка «Открытие». После того, как в августе ЦБ принял решение о санации кредитной организации, переговоры о новой кредитной линии зависли. При этом в залоге у банка остались порядка 116 паспортов транспортных средств (ПТС) уже оплаченных клиентами машин. Вызволить их не удается по сей день. Однако приход в «Открытие» команды экс-главы «ВТБ 24» Михаила Задорнова в январе 2018 года должен сдвинуть ситуацию с мертвой точки, рассчитывает Михаил Геворков.
По словам топ-менеджера, «Автоцентр Аврора» уже продал один из салонов на проспекте Непокоренных холдингу «Максимум» и договорился о продаже центра на Кубинской улице автодилеру «Форсаж». Сумма сделки не раскрывается, однако этого хватит, чтобы полностью рассчитаться с клиентами и частично погасить долг перед банком, утверждает Михаил Геворков. После этого компания рассчитывает договориться о новом кредите с «Открытием» и продолжить работу. «Банкротство нам не грозит», – заявил он. Но даже если сделка с «Форсажем» будет закрыта до конца января, получить вожделенные авто клиенты смогут не раньше февраля-марта.
Совладелец «Открытой дороги» Андрей Кузьмин причины возникшего кризиса называть отказался, но подтвердил, что с декабря компания прекратила выдавать машины, поскольку оказалась не в состоянии расплатиться с импортером. Но, несмотря на предупреждение о банкротстве, и этот дилер надеется спасти бизнес. По словам Андрея Кузьмина, компания нашла инвестора, который готов помочь расплатиться с долгами, и сейчас ведет переговоры с KIA и банком СДМ. Имя потенциального партнера предприниматель не назвал.
Если исходить из средней стоимости автомобиля KIA в 1,1 млн рублей, общий долг пяти салонов перед клиентами с учетом пеней за просрочку достигает 200 млн рублей.
В российском представительстве корейской марки KIA Motors Rus сообщили, что осведомлены о наличии проблем у «Автоцентр Аврора» из-за санации «Открытия» и рассчитывают, что они решатся до конца марта 2018 года. В самой кредитной организации на момент публикации не ответили.
У «Открытой дороги» автомобили забрал сам импортер за долги. «В целях сохранности мы были вынуждены вывезти на склад KIA Motors Rus все неоплаченные автомобили», – пояснили в KIA Motors Rus. В пресс-службе подтвердили, что с менеджментом компании сейчас идут переговоры. «Надеемся, что в течение 1 – 2 месяцев будет найдено решение, которое позволит исполнить все обязательства ООО «Открытая дорога» перед клиентами», – заявили в KIA Motors Rus.
Однако «Автоцентр Аврора» и «Открытая дорога» – не единственные дилеры KIA, которые столкнулись с финансовыми сложностями. Так, по словам одного из бывших топ-менеджеров «Терра-Авто», компания в течение 2017 года тоже периодически задерживала выдачу машин.
В июле кассовый разрыв (нехватка денежных средств из-за того, что доходы не успевают покрывать расходы. – Прим. ред.) достигал 20 млн рублей. «Клиенты оплатили машины, но у компании не было денег, чтоб их забрать», – сказал собеседник издания. Решить проблему удалось за счет продажи автосалона на Парнасе сети «Перекресток». Однако риски сохраняются: из двух банков, с которыми работал дилер, кредитовать покупку машин теперь соглашается только один.
В салоне «KIA Василеостровский», принадлежащем «Терра-Авто», подтвердили, что задержки случались, но сейчас машины выдаются равномерно. «KIA не самый простой импортер», – говорит его директор Артем Лазарев. По его словам, компания изначально установила довольно долгий срок начисления бонусов за выполнение финансового плана. «Дилеры готовы работать в ноль, но при возможности других заработков — финансовых продуктов, обслуживания и так далее», – говорит он. Но это удается не всем.
Полностью материал читайте на «Фонтанке.ру».