Автомобилистам теперь будет проще отказаться от навязанной страховки и защитить свои права в споре о выплате возмещения. Льготы получат владельцы «лимузинов для бедных», а вот сами транспортные средства и бензин подорожают. Зато санкции за правонарушения в области дорожного движения, вопреки многочисленным публикациям, не изменились.
В наступившем году автомобилистам будет проще отказаться от навязанной страховки и защитить свои права в споре о выплате возмещения. Льготы получат владельцы автомобилей премиум-класса, а вот сами транспортные средства и бензин подорожают.
В канун праздников правительство России в очередной (уже пятый) раз отложило введение требований к автобусам, допущенным к организованной перевозке детей. Отказаться от техники старше десяти лет автопарки и турфирмы должны до 1 июля. С этой даты на автобусах с группами подростков должны будут появиться проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета.
Закодированный полис
С 1 января вводится новая форма полисов ОСАГО. На них, в частности, появится обязательный QR-код, позволяющий узнать наименование страховщика, дату выдачи, серию и номер самого полиса, сведения об автомобиле (марку, модель, государственный регистрационный знак и VIN), а также срок действия страховки. В документе будет отражаться расчет размера страховой премии и присвоенный каждому допущенному к управлению водителю класс. «На оборотной стороне страхового полиса по желанию клиента могут указываться договоры добровольного страхования, которые заключаются им одновременно с ОСАГО», – поясняют в Банке России. Правда, до 1 июля страховщикам разрешили использовать старые бланки.
Также в наступившем году почти в три раза увеличен так называемый «период охлаждения». Теперь в течение двух недель клиент, купивший полис добровольного страхования (в том числе каско), вправе отказаться от такого договора без потери уплаченной премии (возвращается сумма, пропорциональная не использованному сроку действия страховки). Эта мера призвана защитить в первую очередь автомобилистов от навязывания дополнительных страховок компаниями, уклоняющимися от продажи полисов ОСАГО по фиксированным тарифам. «Период охлаждения» позволяет клиенту, не вступая в конфликт, приобрести дополнительный полис, а потом направить страховщику заявление об отказе.
До сих пор на принятие такого решения отводилось всего пять дней, которых зачастую оказывалось недостаточно. Вместе с тем в Российском союзе автостраховщиков убеждены, что с введением электронного ОСАГО проблема навязывания дополнительных полисов стала неактуальной.
Напомним, что в конце декабря большой подарок автовладельцам преподнес пленум Верховного суда России, разъяснив спорные вопросы применения законодательства об ОСАГО. В частности, возмещение должно выплачиваться в случае повреждения транспортного средства вне дорог общего пользования (во дворах, на стоянках и других), при несоблюдении водителями правил оформления документов в рамках «европротокола» и так далее.
Сколько стоит литр
Акцизный налог, уплачиваемый с каждого литра бензина, с 1 января вырос на 50 копеек, такое же повышение уже запланировано на 1 июля. Аналогично изменены и акцизы на дизельное топливо. Однако в Министерстве финансов России полагают, что индексация налогов не должна привести к существенному увеличению стоимости автомобильного топлива.
«Уровень рыночных цен на подакцизные нефтепродукты зависит не только от размера ставок акцизов, но также от спроса и предложения, количества перепродавцов и размера их торгово-сбытовых надбавок, соотношения внутренних цен с мировыми и других факторов. Доля акциза в розничной цене указанных нефтепродуктов не превышает 20 процентов. Индексация ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо обусловлена необходимостью ускорения темпов строительства автомобильных дорог и развития инфраструктуры регионов, имеющих важное стратегическое значение для экономики и обороноспособности страны», – заявил заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики Александр Смирнов.
Значительно увеличены акцизы и на сами автомобили, в первую очередь с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил. До сих пор с каждой «лошадки» таких транспортных средств налог уплачивался по фиксированной ставке в 420 рублей, но с 2018 года они дифференцированы и составляют от 437 до 1302 рублей. Например, за Porsche Cayenne Turbo с мотором в 500 лошадиных сил импортер должен будет заплатить в казну 651 тысячу рублей (до 1 января – 215 тысяч).
Лимузин для бедных
В то же время необычное послабление получили владельцы новых иномарок премиум-класса – легковых автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн рублей, выпущенных менее двух лет назад. До сих пор транспортный налог для них рассчитывался с повышающими коэффициентами 1,2 и 1,3. А с 2018 года они снижены до 1,1.
По данным фискального ведомства, в Санкт-Петербурге зарегистрировано 8,5 тысячи таких автомобилей.
А выпускаемые с этого года новые автобусы и грузовики должны соответствовать экологическому классу «Евро-5». Поскольку, в отличие от бензиновых двигателей, модернизация дизельных требует существенных вложений, эксперты ожидают повышения цен на коммерческий транспорт.
Проверка на дорогах
Вопреки многочисленным публикациям, санкции за правонарушения в области дорожного движения не изменились. В частности, нарушение технических требований по тонировке стекол, как и прежде, наказывается административным штрафом в 500 рублей.
Формально еще 1 ноября 2017 года вступил в силу так называемый «Предварительный национальный стандарт», предусматривающий введение новых дорожных знаков и допускающий уменьшение размера действующих. В частности, появились специальные обозначения для выделенной велосипедной дорожки и трамвайной полосы, зоны платной или местонахождения подземной и надземной парковки (в том числе с указанием количества мест и направления), паркинга для экскурсионных автобусов, таблички для ограничения времени стоянки, сезонных знаков и многие другие. Особый желтый квадрат и соответствующая разметка должны предупреждать водителей о недопустимости выезда на перекресток в случае затора.
По утверждению разработчиков стандарта, в нем отражен «передовой зарубежный и отечественный опыт применения дорожных знаков, а также результаты эксперимента по использованию знаков уменьшенных типоразмеров, проходившего в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире и Саратове». «Стандарты серии предполагают введение правил применения и типовых (рекомендуемых) примеров использования схем организации дорожного движения, дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений, направляющих устройств, средств навигации и ориентирования», – отмечается в документе.
Правда, этот правовой акт официально не опубликован, не зарегистрирован в Минюсте и не имеет юридической силы. А потому игнорирование новых знаков не может квалифицироваться как нарушение Правил дорожного движения.