Проезд российско-финской границы через «Брусничное» похож на лотерею: сплошные неопределённости. Запрет Минтранса РФ на движение автобусов действует больше двух недель, но его исполнение практически не контролируется. Многие продолжают ездить, и уверены, что им ничего не будет. В общем, водителям легковых машин вряд ли стоит надеяться, что пробка в новогодние праздники будет меньше, чем раньше.
Как пишет «Фонтанка.fi» со ссылкой на пресс-службу ПУ ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти, 11 по 27 декабря через МАПП «Брусничное» пропущено 342 автобуса, из них 86 на выезд из России и 256 на въезд. Все эти дни – парадокс – действует временный запрет Минтранса РФ на движение автобусов вдоль Сайменского канала.
Поток, конечно, снизился. Как рассказал «Фонтанке.fi» начальник КПП «Брусничное» подполковник Андрей Корсак, на «Брусничном» за последнюю неделю на выезд из РФ было оформлено 15 автобусов, из них половина – рейсовые. До 11 декабря этот показатель мог доходить до 200.
«Если таможня принимает решение оформить, то мы тут же оформляем. В РФ по линии пограничников вопрос не оговорен, – прокомментировал Корсак. – По наблюдениям, определённое движение на въезд в РФ имеется, но оно уменьшилось в три раза. Это те автобусы, которые едут на свой стах и риск – пока знаков на въезд в РФ об ограничении нет».
«Мы не препятствуем пересечению автобусов», – заявил заместитель начальника таможенных процедур и таможенного контроля Выборгской таможни Александр Древинг.
Пограничники говорят, что если Минтранс потребует данные о перевозчиках, которые пересекли границу в МАПП «Брусничное», таковые будут предоставлены. В Минтрансе же на вопрос о возможных санкциях нарушителям не ответили, упомянув лишь, что «комплекс мероприятий, связанных непосредственно с организацией временного ограничения движения автобусов на технологической дороге, проводит подведомственное Росавтодору ФКУ «Северо-Запад». Сейчас дорожные знаки уже установлены – в направлении Финляндии.
На вопрос о контроле за движением автобусов в ФКУ напомнили, что «функции надзора в сфере безопасности дорожного движения находятся в ведении ГИБДД». ГИБДД не дежурит на дороге вдоль Сайменского канала каждый день: в Выборгском районе Ленобласти недостаточно нарядов. С 11 декабря с точки зрения контроля практически ничего не изменилось. Сотрудников ДПС, которые направляли автобусы в объезд, там видели как минимум один раз, в субботу, 16 декабря. Тем не менее в УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти коротко заявили, что «наряд ДПС будет работать в данной зоне». При этом отметили, что приоритет по-прежнему отдаётся выездам на ДТП.
Опрос нерегулярных перевозчиков показал, что зачастую водители выбирают пункт пропуска практически интуитивно. «Это как лотерея», – говорят они. Ориентируются на сообщения коллег об очередях и на погоду. Кто-то предпочитает более длинный, но более безопасный путь через «Торфяновку», а кто-то, несмотря на запрет, едет обратно через «Брусничное», потому что дорога Выборг – Светогорск славится авариями.
Вот, например, как описал свой рейс один из водителей автобусов в минувшую пятницу: «Заезжал через Светогорск, подумал, что все испугались [пробки] в Светогорске и уехали в «Торфы». Расчёт оправдался. Проходил границу в гордом одиночестве. Возвращался через «Бруснику». За мной поехала толпа автобусов. Настоялись они в «Торфах».
В субботу маршрут обратно был таким же, но уже по другой причине: «В Иматре началась сильная метель. Подумал, что трасса будет [плохая], плюс видел 3 автобуса, которые уже поехали назад на иматранскую границу. Решил возврат через «Бруснику». На «Бруснике» было 4 автобуса (в два раза меньше,чем с утра в Иматре), и [много] легковых плюс сильная метель».
У двух регулярных перевозчиков, которые обслуживают маршрут Выборг – Лаппеенранта, дела идут совершенно по-разному. «Саймаа Экспресс» продолжает ездить через «Брусничное». В компании подтвердили, что получили уведомление от Минтранса, но отметили, что оно носит рекомендательный характер и никаких санкций не предусматривает. «Нас это не касается, у нас маршрут, тут проблем нет никаких, всё официально, – заявила диспетчер. – У нас два автобуса: большой и маленький. Большой сняли, а маленький (19-местный) проходит». По её словам, снятие одного автобуса с рейса тоже никак не отразилось на компании.
Между тем начальник КПП «Брусничное» отметил, что ограничение Минтранса касается транспортных средств категории D. Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.
Член совета директоров АЛ «Совавто» Сергей Петросян констатирует: «С введением запрета возникла правовая коллизия. Ограничения Минтранса противоречат межправительственному соглашению о транспортном движении между Россией и Финляндией. Любые изменения (маршрута, расписания, точки пересечения границы) должны быть согласованы на межправительственном уровне, и существует особая процедура их внесения, только в России она занимает два-три месяца. Мы же получили уведомление [о запрете] за три дня. Причём когда мы в первый раз пересекали границу в Светогорске, нас финская сторона спросила: какое право вы имеете здесь пересекать?». Сейчас автобусы «Совавто» в Лаппеенранту едут через «Торфяновку» из соображений безопасности, расписание удалось оптимизировать, сократив стоянки, отметил Петросян.
«Cопредельные пункты пропуска благополучно справляются с нагрузкой, которая возникла из-за перераспределения потока автобусов», – заверили в таможне. Основная нагрузка легла на «Светогорск»: теперь он принимает на 70% больше автобусов. На «Торфяновке» увеличение составило около 30% к нормальному движению.
Автомобилистам не стоит надеяться, что в «Брусничном» во время новогодних праздников будет свободнее. «Предполагать, что пробки на «Брусничном» в связи с ограничением для автобусов будут меньше, я бы не стал, – говорит таможенник Александр Древинг. – Зная об этом временном ограничении, легковые транспортные средства, наоборот, сориентируются и, понимая, что здесь автобусов меньше, постараются пересечь границу здесь. Скорее всего, наоборот, возможно увеличение потока легковых ТС».
При этом начальник КПП «Брусничное» Андрей Корсак заверил, что в часы пик время ожидания перед российским пунктом пропуска не превысит двух часов. «Мы готовы принимать ТС вместе с таможней по 12 полосам в одном направлении. Мы не допустим очереди больше 2 часов. Готовы принять до 15 000 ТС (расчётная пропускная способность КПП в сутки – 6000. – Прим. ред.), и эта цифра согласована с финской стороной», – отметил Корсак.
Ранее на все вопросы «Фонтанки.fi» об организации и практическом контроле ограничения, а также о возможных санкциях в Минтрансе отвечали так: «В связи с увеличением в последнее время интенсивности движения автобусов и большегрузных транспортных средств в целях обеспечения безопасности дорожного движения на технологической дороге вдоль Сайменского канала «Подъезд к МАПП «Брусничное» от федеральной трассы А-181 «Скандинавия» Минтрансом России принято решение по введению временного ограничения движения автобусов с 11 декабря 2017 г. по 31 марта 2018 г. О решении проинформированы заинтересованные структуры, в том числе транспортное Министерство Финляндии. Одной из причин такого решения также стало несоответствие транспортно-эксплуатационных параметров дороги нормативным требованиям безопасности дорожного движения. <...> Вводимые ограничения позволят повысить безопасность дорожного движения, сохранить жизнь и здоровье его участников».