Дверь – как символ то ли Нового года, то ли дороги в лучшее будущее – пришлось использовать жителям Петербурга в самом центре города. Аккурат возле Невского проспекта. Причиной тому стала уборка городских дорог. А что же вообще должны делать чиновники?
На Лиговском проспекте родился очередной мем: в ожидании коммунальщиков не желающие утонуть в глубокой луже петербуржцы вынуждены были использовать дедовские методы. Точнее, подложить дверь. На публикацию в СМИ чиновники отреагировали быстро. Лужу ликвидировали. Стало любопытно, что же должны или не должны делать во время снегопадов те, кто отвечает за чистоту дорог.
Главное для водителей — до асфальта им дорогу чистить никто не обязан. «Допускается эксплуатация ... с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм», – говорится в смольнинском распоряжении. Насколько уплотненного, можно судить по следующим цифрам: колея не должна быть глубже 3 см, а выбоины и пороги не могут быть выше или глубже 4 см.
Когда начинать уборку улично-дорожной сети — зависит от интенсивности снегопада, но уж точно не позже чем нападает 3 см. С учетом гололеда запускается технологический цикл «посыпка-подметание». Его периодичность и длительность также привязаны к погоде. Оставляем за скобками первый незначительный снег и, наоборот, метели и бураны; за образец можно взять вторую категорию интенсивности, когда набирается от 1 до 3 мм снега в час. Безучастно смотреть на это комитет по благоустройству может 15 минут, после этого выезжают машины на скорости 15 км/ч и 2 часа разбрасывают песко-соляную смесь. В условиях интенсивного движения транспортных средств обработка должна повторяться через 3 – 4 часа, а в местах торможения – через 2 – 3 часа.
Ведомство последовательно проводит политику по снижению использования соли, в текущем году процентное содержание сокращают до 5%. Платить за это, по мнению некоторых общественных активистов, приходится летом, во время песчаных бурь.
Сразу вслед за пескоразбрасывателями выходят машины, сметающие снег, на это даются те же 2 часа. И так по кругу. Снег сгребают в валы в прилотковой зоне. С определениями есть некоторое противоречие. В распоряжении правительства 50 см проезжей части вдоль тротуара — это лотковая зона, еще метр приходится на прилотковую. В техрегламенте комблага сообщается, что ширина лотковой зоны — полтора метра. «Полная снегоочистка проезжей части дороги завершается по истечении 4 часов после окончания снегопада», – сказано в комитетском документе.
Затем, предполагается, снегоуборщики проходят по маршруту еще раз, посмотреть, не наросло ли где ледяного наката. В случае с проезжей частью его обрабатывают противогололедными материалами, а через 3 – 4 часа удаляют скалывателем-рыхлителем или автогрейдером. Делать это нужно утром или вечером, так что, если слой льда превышает 20 мм, дело может затянуться на двое суток. Тротуары чистят в зависимости от их класса. Если опять же взять средний второй класс (от 51 до 100 пешеходов в час), то уложить снег в валы и кучи надо через 6 часов после окончания снегопада. Параллельно с кровель на тротуар сбрасываются снег и наледь. После этого нужно за 3 часа смести это туда же, в лотковую зону, и в течение суток вывезти.
А вот нормативы по вывозу остальных сугробов зависят от категории дорог. Их три, различаются они загруженностью. При слое выпавшего снега до 10 см сроки колеблются от 8 до 16 суток, при более серьезной метели — от 12 до 20 суток. К этой же категории привязано и общее количество технологических операций по итогам зимнего сезона (с 16 октября по 15 апреля). Разбросать песок надо в любом случае 100 раз. А вот, например, вывезти накопленное на снежные свалки — от 60 до 120 раз. По тротуарам убирают снег от 90 до 240 раз за сезон, зачищают ото льда — от 40 до 50 раз, снег и скол вывозят 70 раз. Для Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов действуют повышающие коэффициенты.
О том, как должны выглядеть дворы, читайте на «Фонтанке».
P.S.: Мы сами часто критикуем чиновников. Но все же благодарны им: еще пару лет назад и водители, и пешеходы с периодичностью раз в сезон, а то и чаще (если говорить о зиме) задумывались о покупке новой обуви. Проблема заключалась в количестве соли, которая оказывалась на дорогах. Сейчас ее нет.