Больше половины «цифровых валютчиков» живет в Северной Америке и Европе. Россияне, конечно, среди них, но в меньшинстве. Направо и налево криптовалютами в России торгует не больше 100 000 человек.
Член правления Национальной ассоциации блокчейн Роман Фомин в рамках форума «День экспорта: Цифровая экономика», который прошёл в Петербурге, нарисовал «карту» криптопользователей. Оказалось, что такое блокчейн сегодня знают и вовсю пользуются этой технологией 2,9-5,8 млн уникальных пользователей. И в большинстве случаев блокчейн сегодня – это именно криптовалютные операции. «Фонтанка» рассказывает, с какими результатами дивный новый криптовалютный мир входит в 2018 год.
Сколько их
По разным оценкам, криптопионеры на данный момент завели 5,8 млн – 11,5 млн активных криптокошельков. Правда, большинство кошельков (85%) обслуживаются корпорациями, но и число физлиц среди любителей цифровых валют растет. 61% пользователей цифровых валют живут в Европе и Северной Америке. По смелым оценкам аналитика «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, около 4% всех майнеров и других пользователей криптовалют живет в России. Впрочем, аналитик ФИНАМа Леонид Делицын считает, что эта цифра существенно ниже: «В России около 26 тысяч майнеров (включая бывших), вдвое больше лиц владеют биткоинами».
При этом онлайн-биржи, как выясняется, есть сегодня уже по всему миру. Большая их часть (37%) находится в Европе, затем идет Азиатско-Тихоокеанский регион (27%), в Северной Америке работает около 18% криптобирж, а в Латинской Америке – 14%. Если смотреть по странам, то лидирует по доле биржевой активности Великобритания (18%), у США 12%, а у Канады, Китая и Японии – по 6%. «В первую очередь в Азии сосредоточены основные майнинговые мощности, – уточняет глава экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям в Госдуме РФ Артем Кольцов. – Также Китай ведёт очень консервативную политику в отношении национальной валюты. Азиаты используют крипту для расчетов с другими странами, это и объясняет такую популярность».
86% транзакций в мире сегодня приходится на биткоин, что неудивительно. Стоимость «битка» (российский сленг) уже преодолевала планку в $18 тысяч, а общая капитализация биткоина составляет около $300 млрд. Говорят, даже бабушки уже просят родственников: «Сынок, купи биток». А «эфириум» в чатах периодически кличут «чефириумом». Биржи тоже в долгу не остаются. Например, биржа CME Group опубликовала «для чайников» ознакомительный курс по биткоину и BTC-фьючерсам. Правда, на английском.
Так или иначе, сегодня, по подсчетам экспертов, количество транзакций в этой криптовалюте насчитывает 300-400 тысяч в сутки. Ждет подтверждения на покупку криптовалюты около 120 млн транзакций.
Рискованный бизнес
Однако, невзирая на географию, криптовалютный бизнес на сегодняшний день остается малопредсказуемым. «Риски, что криптовалюты внезапно рухнут и прекратят свой стремительный рост в цене в 2018 году – очень высоки, – уверен, например, Тимур Нигматуллин. – Сейчас капитализация приближается к $0,6 трлн. Наш анализ показывает, что коллапса с откатом на несколько раз стоит ждать в диапазоне $0,8-3,5 трлн».
«Риски падения криптовалюты могут заключаться только в дискредитации технологии блокчейн, – меж тем считает Артем Кольцов. – Например, взлом самой системы, а не веб-шлюзов, как это обычно происходит, или атака 51, когда майнинговые мощности становятся централизованными (взломщик получает «контрольный пакет» генерирующих мощностей. – Прим. ред). Криптовалюта растёт из-за обычных рыночных показателей, по правилам обычных фиатных бирж. Это такой же пузырь, как быстрорастущие акции успешных компаний, например». «Биткоин уже не может собрать ресурсы для продолжения роста – несмотря на ожидания, что начавшаяся торговля фьючерсами на бирже CBOE подогреет и раскачает его движение. Большого внешнего ресурса для роста у крупных операторов рынка криптовалют нет», – категоричен Леонид Делицын.
Свое, родное
Криптовалюты сегодня создают уже не только и не столько «конечные пользователи», сколько целые государства. О собственной криптовалюте намекал Китай, Индия против биткоина, но за свою цифровую валюту. Президент Венесуэлы Николас Мадуро уже объявил о создании в стране собственной государственной криптовалюты El Petro. А Эстония выступает за эсткойн – параллельную национальную валюту для обслуживания цифровой экономики. Практически тем же, но у себя, занимаются Арабские Эмираты. В середине декабря о создании собственного аналога биткоина заявила Турция.
Россия тоже хочет быть «впереди планеты всей». Но конкретики пока мало. Первый законопроект о регулировании криптовалюты поступил в Госдуму пару недель назад. Его разработчики предлагают создать специализированную биржу и отечественный аналог биткоина. Впрочем, позже на уровне заместителей министра финансов прозвучали предостережения и намёки на уголовное преследование за криптовалютные увлечения.
«Я за то, чтобы у нас была национальная криптовалюта, потому что конкретно Bitcoin – это инструмент, который, во-первых, не нами придуман, во-вторых, 75% биткоинов находится в частных руках, у ограниченной группы лиц, которая может делать с курсом всё, что угодно: могут «уронить», могут придержать свои биткоины, тогда курс будет расти искусственно», – не так давно высказывалась о национальной криптовалюте президент группы компании InfoWatch и сооснователь «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская.
«С экономической точки зрения создание национальной криптовалюты выглядит абсурдным, – меж тем придерживается другой точки зрения Тимур Нигматуллин. – Так как подобная криптовалюта скорее всего не будет полностью деценентрализированной (и у нее не будет иных преимуществ перед ТОП-3 криптовалют). Соответственно, она не будет пользоваться существенным спросом на глобальном рынке».
«Россия способна создать криптовалюту, другой вопрос нужно ли это, мнения расходятся! – говорит думский криптовалютчик Артем Кольцов. – Это может быть неким входом иностранного капитала в криптоэкономику страны, но предварительно надо разобраться с определением криптовалюты и законодательства».
Что нам стоит закон построить
Пока в стране не определен ни статус криптовалют, ни понятия «токен», «смарт-контракт» и прочие премудрости блокчейна. Правительство и ЦБ должны успеть разобраться в них и разработать все документы к июлю 2018 года.
Сегодня уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил ввести и законодательные определения блокчейна, токена и майнинга. «Сейчас регулирования нет как такового, – отметил бизнес-омбудсмен. – В результате наши компании регистрируются в Японии. А государственный подход «штормит» от варианта всё запретить до желания создать российский крипторубль».
Призыв Титова прозвучал на следующий день после пресс-конференции президента Владимира Путина, который, по словам вице-премьера Игоря Шувалова, заболел цифровой экономикой ещё в минувшем июне. Однако сам президент ничего об этом так и не сказал. За него на этот счёт отчитался советник, экономист Сергей Глазьев. «Цифровой рубль гарантирует нам полную защиту – от мошенничества, от воровства», – уверен внезапный лоббист цифровой экономики. Но конкретики и здесь пока нет. «Это может достаточно быстро произойти», – туманен в оценках даты рождения крипторубля господин Глазьев.
«Для нас это инструмент для привлечения инвестиций в экономику, в отличии от Венесуэлы, для них это один из вариантов спасения от бедствия», – говорит про крипторубль Артем Кольцов. «Главная общая причина создания криптовалют на уровне страны заключается в необходимости средств на развитие, – поясняет Леонид Делицын. – Например, разве плохо было бы поднять зарплаты российской профессуре, чтобы она сравнялась по уровню доходов с американской?». Леонид Делицын считает, что крипторублем можно было бы прокредитовать студентов. «Заплатили бы ими за обучение, профессура получала бы высокую зарплату в крипторублях, и мозги не утекали бы в Силиконовую Долину, а наполняли российские иннограды», – рисует город-сад аналитик «Финама».
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»