Крупнейший российский лоукостер «Победа» начнет летать из Петербурга за рубеж. На первых порах – в Минск, но к лету к маршрутной сети могут подключиться Пиза, Жирона и Кёльн.
Дальнейшее расширение бюджетных направлений будет зависеть от того, удастся ли управляющей Пулково компании «Воздушные ворота Северной столицы» договориться со Смольным об использовании терминала «Пулково-2» для приема лоукостеров. Решение может быть принято до конца 2017 года.
О планах «Победы» запустить международные рейсы из Пулково рассказал 27 ноября в ходе пресс-конференции генеральный директор перевозчика Андрей Калмыков. Российские власти уже дали добро на запуск рейса из Северной столицы в Минск. Еще месяц может потребоваться на согласование с белорусской стороной. Полёты могут начаться уже в апреле 2018 года после перехода на летнее расписание.
Однако ближайшим зарубежьем «дочка» «Аэрофлота» не ограничится. Компания подала заявки в Минтранс на полеты в Жирону (Испания), Пизу (Италия) и Кёльн (Германия). Решения по ним пока нет, но, по мнению Андрея Калмыкова, эти рейсы появятся в расписании к лету 2018 года.
Борты в Минск и обратно будут отправляться каждый день. На Жирону, Кёльн и Пизу выделено еще семь частот, но как они распределятся между этими городами, пока не известно. «Если нам согласуют только одно направление, будем летать ежедневно туда», – пояснил Калмыков.
Сейчас «Победа» летает из Петербурга только по России. Маршрутная сеть включает семь направлений: Владикавказ, Волгоград, Махачкалу, Нальчик, Ростов-на-Дону, Москву и Екатеринбург. В этом году новых городов не добавлялось, однако за счет увеличения числа бортов пассажиропоток компании на рейсах из Северной столицы и обратно вырастет в два раза по сравнению с 2016 годом — до 500 тысяч человек. При этом загрузка петербургских рейсов составляет 95%, подчеркнул Андрей Калмыков. Запуск новых международных направлений позволит перевезти в 2018 году еще на 20% больше пассажиров.
О планах открыть международные полеты из Пулково лоукостер впервые заявил в конце 2016 года. Тогда в числе возможных направлений называлась Грузия. По словам Андрея Калмыкова, компания даже получила на это разрешение от Минтранса. Но договоренности по условиям достичь не удалось. Чья именно позиция – грузинских властей или Пулково – стала препятствием, топ-менеджер не уточнил. Сложности в согласовании минского направления возникнуть не должно. Согласно действующим международным соглашениям об авиаперевозках, если власти Белоруссии откажут в разрешении российскому оператору, право летать в Северную столицу может потерять авиакомпания «Белавиа». По поводу новых европейских направлений настрой оптимистичен: ограничений для сообщения с Россией в аэропортах Пизы, Кёльна и Жироны нет.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает выбор новых направлений удачным. Ранее полеты в Минск, помимо «Белавиа», осуществляла другая «дочка» «Аэрофлота» – авиакомпания «Россия». «Их сняли не из-за отсутствия спроса, а из-за высоких издержек. Но у «Победы» расходная часть ниже, чем у «России», она сможет себе это позволить», – считает он.
Дальние зарубежные направления рассчитаны в первую очередь на самостоятельных туристов. Напрямую в Жирону и Кёльн из Петербурга сейчас никто не летает. Однако у той же «России» есть рейсы в соседние города — Барселону и Дюссельдорф соответственно. Впрочем, по мнению эксперта, прямой конкуренции здесь тоже не будет. Жирону предпочтут те, кто едет не в саму столицу Каталонии, а окружающие ее курорты. Кёльн более удобен для тех, кто через Германию хочет дешевле добраться в соседнюю Бельгию, тогда как Дюссельдорф лучше подходит для поездок в Нидерланды. А вот в Пизу, помимо «Победы», с весны 2018 года планирует летать из Пулково авиакомпания S7.
«Победа» не единственный бюджетный перевозчик, который работает в Пулково. В 2017 году из Пулково в Будапешт начал летать венгерский WizzAir, азербайджанский Buta airlines — в Баку. Российские направления (Ростов-на-Дону и Краснодар) обслуживает отечественный «Азимут». Также ранее сообщалось о переговорах с компанией Air Asia, но пока соглашения с ней достичь не удалось.
Препятствием для иностранных лоукостеров являются в первую очередь международные соглашения, которые ограничивают направления той страной, где зарегистрирована авиакомпания. Кроме того, проблемой является высокая стоимость российской визы, что может ограничить число желающих посетить нашу страну, ранее сообщали в управляющей аэропортом компании «Воздушные ворота Северной столицы». Таким образом, главные надежды на развитие бюджетных перевозок Пулково связывает с «Победой».
Сама «дочка» «Аэрофлота» признает, что Северная столица сейчас дает ей только 10% пассажиров и уступает по объёму трафика не только Москве, но и, к примеру, Екатеринбургу. Тем не менее перевозчик готов и дальше укреплять здесь свои позиции. К примеру, компания уже наняла в Петербурге около сотни бортпроводников и пилотов. Следующим шагом может быть появление в Пулково базы для самолётов. Сейчас воздушные суда каждые 36 часов должны возвращаться на обслуживание в московский аэропорт Внуково. Чтобы базирование в Северной столице было экономически целесообразным, авиакомпания должна разместить здесь шесть самолетов и выполнять около 50 рейсов в сутки.
В обмен на наращивание объемов перевозчик претендует на особые условия. Однако управляющая аэропортом компания «Воздушные ворота Северной столицы» не может пойти навстречу лоукостеру, не нарушая антимонопольное законодательство, пояснил директор по связям с госорганами ВВСС Денис Павшинский. Выходом может стать использование терминала «Пулково-2» для работы с бюджетными перевозчиками.
«Победа» на такой вариант согласна. «Дело в цене. 70% наших пассажиров летят, не докупая багаж. Нужна ли нам дорогущая багажная система, если есть возможность дешевле летать из другого терминала?» – рассуждает Андрей Калмыков. Кроме того, компания не использует телетрапы, что также может быть статьей экономии.
По словам Дениса Павшинского, изменение концепции развития Пулково, предполагающей появление отдельного терминала для лоукостеров, может быть согласовано со Смольным до конца 2017 года. «Позиция «Победы» – хороший к этому посыл», – подчеркнул он.
Ранее Смольный выделил 1,8 млрд рублей для модернизации «Пулково-2». Предлагается, что во время чемпионата мира по футболу, который Северная столица будет принимать летом 2018 года, он будет обслуживать бизнес-авиацию.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»