Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Сэкономил на еде, купил iPhone

Сэкономил на еде, купил iPhone

1 423
Александр Николаев/Интерпресс
Источник:

Ретейлеры почувствовали осеннее обострение - люди пошли за покупками. Помогли банки, охотнее выдающие кредиты, и холодный октябрь. Но дальше подогревать спрос могут только скидки.

Петербуржцы увеличили траты на покупку бытовой техники, одежды, мебели и других непродовольственных потребительских товаров, сообщил Петростат. По его данным, в октябре мы оставили в магазинах 76,3 млрд рублей, что даже в очищенных от инфляции ценах на 8,2% больше, чем в октябре 2016 года. По итогам предыдущих девяти месяцев траты выросли скромнее — на 6,8%. Но и это успех: в 2015 – 2016 годах продажи падали.

При этом денег у потребителей больше не стало. Реальные доходы за октябрь Петростат еще не оценивал, но в январе – сентябре они сократились на 3,7%. О том, что кризис не остался позади, говорят и продажи продуктовых сетей. Даже по данным официальной статистики, петербуржцы экономят на еде уже 10 месяцев подряд, только в октябре снижение расходов составило 4,7% к прошлому году. Но ретейлеры утверждают, что жители Северной столицы хуже питаться не стали: просто инфляция замедлилась, а скидок стало больше.

Впрочем, на крупные покупки идут отнюдь не столько сэкономленные в супермаркете деньги, сколько заемные. По данным Национального бюро кредитных историй, в январе – сентябре объем потребительских кредитов, выданных банками петербуржцам, вырос в полтора раза по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 74,36 млрд рублей. Объем займов по кредитным картам — на 34% до 11,9 млрд рублей. То есть примерно каждый седьмой потраченный на непродовольственные товары рубль был выдан банкирами.

По данным банка «Русский стандарт», чаще всего потребители берут кредиты для покупок туристических путевок и авиабилетов. На втором месте — бытовая техника, на третьем – мягкая мебель. В период кризиса сложился отложенный спрос, а стабилизация экономической ситуации убедила потребителей не откладывать траты в долгий ящик, считают там.

В Северо-западной дирекции банка «Хоум-Кредит» увидели и рост спроса на медицинские услуги и фитнес. «Люди меняют свою потребительскую модель и готовы получать в кредит те товары и услуги, в приобретении которых они были вынуждены себе отказывать в кризис», – комментирует аналитик «Хоум-Кредит» Станислав Дужинский.

Ретейлеры признают заслуги банкиров. «Кредитные программы являются драйверами восстановления всего рынка», – говорит Марина Савкина, управляющий Северо-Западным филиалом «Евросети». В октябре общая выручка подразделения выросла на 8%, тогда как продажи в кредит – сразу на 56% относительно октября 2016 года. Если в прошлом году каждый шестой покупатель смартфонов занимал у банков, то теперь каждый четвертый. «Экономика стабилизировалась, люди меньше переживают за завтрашний день, поэтому спокойнее относятся к тратам и к кредитам», – уверяет топ-менеджер.

У «М.Видео» продажи в кредит растут в два раза быстрее, чем общие. «Займы становятся доступнее: растет число одобрений от банков», – прокомментировали в пресс-службе. Сам ретейлер не сидел сложа руки – например, внедрил онлайн-платформу, которая позволяет запросить одобрение у банка прямо в торговой точке. А также предлагал собственные trade-in программы.

В ноябре и декабре рост только ускорится, рассчитывают ретейлеры. Не скупиться в преддверии новогодних праздников потребителям поможет Центробанк. Регулятор в октябре пошел на второе подряд снижение ключевой ставки, опустив ее до 8,25%. Таким образом, за два месяца сокращение в общей сложности составило 0,75 п. п. После этого займы станут еще более доступными для населения.

Осеннее оживление почувствовали и продавцы других товаров. Торговцам одеждой в Северной столице помогла погода. «Благодаря похолоданию в октябре хорошо продавались куртки и пуховики. Выручка выросла на 15% к прошлому году. В Москве, где октябрь был теплым, таких результатов не было», – говорит коммерческий директор сети Baon (работает в среднем ценовом сегменте) Анна Сироткина. Интересно, что холодное лето также помогло им наращивать продажи.

У крупнейшего российского интернет-ретейлера Wildberries в октябре продажи в Петербурге выросли на 62% к прошлому году. «Летом подобных скачков не было», – говорит руководитель отдела рекламы Егор Пчелинцев. Успехи компания приписывает собственным усилиям: выросло число пунктов самовывоза, увеличили скорость доставки и ассортимент.

Сети товаров для дома и ремонта тоже видят восстановление. К примеру, у ретейлера «Старт» в октябре продажи увеличились на 10% по сравнению с прошлым годом. По мнению генерального директора Романа Никанорова, это произошло благодаря расширению сети. Но не обошлось и без помощи банков. «Поскольку реальные доходы не растут, полагаю, наши клиенты стали чаще прибегать к кредитным картам, но точно вычислить их долю проблематично», – отмечает он.

Пока праздновать победу над кризисом рано, соглашаются эксперты. Если в ноябре и декабре продажи сетей могут разогнаться еще больше, то в следующем году, вероятнее всего, затормозятся. «За два года кризиса потеряли пятую часть рынка, так что дальше падать некуда. Но и рост взять негде», – комментирует генеральный директор аналитического агентства INFOline Иван Федяков. Если раньше реальные доходы снижались за счет инфляции, то теперь из-за увеличения обязательных расходов, например налога на имущество, цен на бензин, уточняет эксперт. При этом эффект отложенного спроса тоже может себя исчерпать.

Если продавцов крупной техники продолжат поддерживать кредиты, то остальные игроки рассчитывают в основном на скидки и распродажи. В сети «Старт» уже сейчас доля покупок по промоакциям может достигать 50%, и она растет, говорит Роман Никаноров.

По словам Анны Сироткиной, частота акций осталась прежней, но увеличилась глубина скидки. «Если раньше снижение цены составляло 10 – 15%, то теперь 20 – 25%, иначе реакции не будет», – говорит она. Покупатели зачастую откладывают траты в ожидании крупных распродаж. «Накануне черной пятницы многие приходят, примеряют, но не покупают, а ждут сейла», – пояснила топ-менеджер.

Подогревать спрос может не только ожидание праздников, но и боязнь перспективы ослабления рубля. Впрочем, никто из экспертов такое объяснение не предложил.

Галина Бояркова,«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях