Почему Финляндия почти не даёт визы на 5 лет, в чём ошибка покинувших рынок РФ финских компаний, повлияет ли покупка Fortum акций Uniper на строительство «Северного потока-2» и что значат дискуссии о НАТО? Об этом в интервью «Фонтанке.fi» рассказал посол Финляндии в РФ Микко Хаутала.
Микко Хаутала (45 лет) имеет опыт работы в дипмиссиях Финляндии в России, ЕС и на Украине. В посольстве Финляндии в Киеве был атташе в 1997 и 1999-2001 гг. В 2011 – 2012 гг. занимал пост заместителя посла в Москве, а до вступления в должность посла в июне 2016-го был советником президента Финляндии по внешней политике. Имеет магистерскую степень по славянским языкам, свободно говорит по-русски. Чуть ранее, в 2000 году, получил степень магистра политических наук. Женат, имеет двоих детей: старший (3 года) ходит в русский детский сад и уже начал говорить первые русские слова, младший (10 месяцев) – коренной москвич (родился в Москве).
«У многих из тех, кто ушёл, была неправильная концепция работы на российском рынке»
– Торговля между Россией и Финляндией после спада начала показывать признаки оживления. Как вы думаете, продолжится ли эта тенденция в 2018-м и какие факторы будут определяющими?
– В этом году намечается рост нашего экспорта на 20%. Подъём российской экономики, успешная макроэкономическая политика, рост цен на нефть – это главные факторы, которые влияют на нашу торговлю. Я думаю, что в следующем году мы будем наблюдать рост торговли.
– Вы и представители финского бизнеса активно ездите в регионы России для налаживания сотрудничества: Череповец, Екатеринбург, Астрахань... Какие настроения сейчас у финского бизнеса?
– Настроения очень хорошие. Мы регулярно отправляем наши бизнес-делегации в регионы. В мае был Екатеринбург, в составе делегации было 25 компаний, через неделю я лечу в Казань с представителями 26 фирм. Это и те, кто уже давно работает на российском рынке, и совсем новые компании. Популярность этих поездок [среди финских бизнесменов] очень высока, и несколько лет назад такого количества компаний, конечно, не было. Сейчас новые и малые, и средние финские предприятия изучают российский рынок и ищут новые контакты и возможности. Посольство, в свою очередь, старается помочь им в поиске партнёров.
– Компании каких сфер проявляют наибольший интерес к выходу на российский рынок?
– Производство, услуги, совсем новая интересная сфера – это образование. В Казань, например, едет целых семь финских компаний, предоставляющих услуги в сфере образования. Интерес повышается, появляются разные технологии, не стоит выделять какую-то одну сферу, все присутствуют. Мы проводим и отраслевые поездки, например, по морскому кластеру, промышленности. Вообще, очень важно, чтобы эта сфера наших экономических связей расширялась.
– Какие самые важные договорённости в сфере экономического сотрудничества, развития финских компаний в РФ были достигнуты за последний год?
– О довольно крупных инвестициях – 55 млн евро – заявил UPM в Новгородской области: компания планирует расширить производство на фанерном заводе в Чудово. Tikkurila, которая производит краски, откроет новое производство в Питере. Компания Nor-Maali должна вскоре открыть завод (по производству лакокрасочных материалов в особой экономической зоне «Моглино» в Псковской области. – Прим. ред.).
– До кризиса называлась цифра в 600 финских компаний в России – сейчас речь идёт о 400. Сколько финских игроков, по вашим оценкам, сейчас на российском рынке и как их число изменится в следующем году?
– Я уверен, что 400 – это более-менее верная, но далеко не точная цифра. Мы сейчас проводим свой анализ, чтобы точнее подсчитать, но по большому счёту наши компании, несмотря на кризис, остались на российском рынке, и среди крупных игроков очень мало кто ушёл. Думаю, что из тех, кто ушёл, у многих была изначально неправильная концепция работы на российском рынке.
«Северный поток-2» – вопрос экологический»
– Fortum собирается выкупить у E.On его долю компании Uniper. Сергей Сердюков уже высказал мнение, что эта сделка положительно повлияет на проект «Северный поток – 2». «Улучшит (ситуацию со строительством газопровода), потому что общая тенденция финнов идти на российский рынок гораздо больше, чем у остальных. Владелец финн — более комфортный». Как в Финляндии интерпретируют это высказывание?
– Конечно, я не могу комментировать дела Fortum и слова господина Сердюкова, я не вижу всего контекста, но что касается покупки Fortum акций Uniper, то она на государственную политику Финляндии не повлияет. Наша линия логичная и последовательная: у нас есть законодательство, международное и национальное, есть четко сформулированные процессы выдачи разрешений на определённые работы. Так что мы будем делать всё, как раньше, то есть так, как наше законодательство и устанавливает.
– Тем не менее государства, которых этот проект затрагивает напрямую, по-разному обосновывают свою позицию по отношению к нему. Для кого-то это вопрос политики, для кого-то важнее экономическая составляющая или же экология. Что приоритетно для Финляндии?
– Это, прежде всего, экологический вопрос и юридический.
Продолжение читайте на «Фонтанке.fi».