Задержан еще один куратор следственного изолятора в Петербурге - бывший замдиректора ФСИН Николай Баринов. Он пополнил реестр функционеров и бизнесменов, которые, как считает следствие, предпочли личное обогащение делу государственной важности - строительству суперсовременного по российским меркам и крупнейшего в Европе следственного изолятора "Кресты-2". Десятилетний долгострой начался с Владимира Путина и закончится им же.
- Европейские нормы
- Встреча на Неве
- 500 млн долларов
- Куратор
- Откаты
- Судебные споры
- Убийство
- Изолятор ждет
- Три шефа на Кресты-2
Европейские нормы
Кресты на Арсенальной набережной открыты в 1892 году. Название получили по форме двух пятиэтажных корпусов. Учреждение работало как одиночная тюрьма, и уже тогда, в царской России, соблюдались современные европейские нормы жилплощади – по семь квадратных метров на человека. После революции 1917 года в Крестах содержались министры, жандармы и полицейские. В советское время началась «уплотниловка», в одиночные камеры селили по двое. К 2000-м годам Кресты страдали от перенаселенности.
Встреча на Неве
Во время приезда Владимира Путина в Петербург в мае 2006 года тогдашний губернатор Валентина Матвиенко, проводя водную экскурсию, указала президенту на Кресты и посетовала на проблему. Путин дал поручение Минюсту России разработать план по переезду изолятора из центра Петербурга. Так появился амбициозный план по строительству крупнейшего СИЗО Европы, оформленного тоже в форме крестов. Он получил рабочее название "Кресты-2". Первый доклад министра юстиции Устинова Путину датирован февралем 2007 года.
500 млн долларов
Для финансирования Крестов-2 была создана федеральная целевая программа. По курсу 2007 года, на проект выделили 500 млн долларов (12 млрд рублей).
В 2007 году общественности представили план СИЗО – на 4000 мест, со спортивным комплексом и тиром, пятиэтажной медчастью, пожарным депо, гаражом на сорок машин и вольером на столько же собак. На каждого арестанта по-царски отведено по семь квадратных метров жилплощади, при существующей в России норме четыре «квадрата» на человека.
Генподрядчиком выбрана Генеральная строительная корпорация (ГСК) Виктора Кудрина, генсубподрядчиком – «Петроинвест» Руслана Хамхокова. Обе компании получили по 6 млрд рублей и разделили фронт работ.
Куратор
Куратором строительства назначили замдиректора ФСИН Николая Баринова. Вступивший в должность в августе 2005 года, он начал свою деятельность с богоугодного. В мае 2006 года РПЦ передала в исправительные учреждения религиозную литературу. «Мы уверены, что эта акция поможет оступившимся подобрать ключик к своей душе, вступить на путь исправления и через это прийти к желаемой цели – освобождению», – прокомментировал Николай Иванович.
В 2008 году на месте Крестов-2 забили первые сваи. Баринов возглавлял торжественную церемонию. Он же пообещал сдать изолятор к маю 2013 года.
Откаты
Если верить Следственному комитету, уже на заре строительства бюджетные деньги активно делились в целях личного обогащения. Баринов, судя по заявлению следствия, с мая по август 2007 года выдвинул Руслану Хамхокову требование о передаче 12 процентов от каждого перечисления денег на расчетный счет «Петроинвеста», и только в этом случае он будет подписывать документы о выполненных работах. С октября 2007 года по декабрь 2012-го замдиректора ФСИН якобы неоднократно получал взятки в общей сумме не менее 110 млн рублей. Всего же, судя по материалам уголовного дела в отношении Хамхокова, он передал в виде взяток 350 млн.
Судебные споры
К 2016 году, после неоднократных переносов сдачи Крестов-2, ГСК Кудрина и «Петроинвест» Хамхокова вдрызг разругались. Они предъявили обоюдные претензии, попытались друг друга обанкротить, к началу 2017 года стройка почти остановилась. Глава УФСИН Петербурга и области Игорь Потапенко заявлял, что ни рубля больше на Кресты-2 выделено не будет. 12 млрд бизнесменам отдали, недостача на объекте оценивалась в размере 1,2 млрд.
Убийство
В марте 2017 года во Всеволожском районе нашли тело подполковника УФСИН Николая Чернова с множественными огнестрельными ранениями. Он осуществлял проверку на Крестах-2, и убийство по служебным мотивам подтвердилось. По подозрению в организации преступления был задержан замначальника УФСИН Сергей Мойсеенко, исполнителем считается бизнесмен Собир Садыков. Они оба арестованы.
После убийства Чернова последовали веерные задержания. Глава ГСК Кудрин обвинен в растрате и мошенничестве на 100 млн рублей. Хамхоков в начале сентября арестован по даче взятке в 350 млн. Действующий замдиректора ФСИН Олег Коршунов (курировал Кресты-2 после отставки Баринова) задержан по делу о растрате на закупке горюче-смазочных материалов для нужд ведомства.
После убийства Чернова оперативным сопровождением дела о Крестах-2 занялась Федеральная служба безопасности, ключевое ее управление «М», которое курирует деятельность силовых структур.
Изолятор ждет
Новая официальная дата переезда Крестов в Кресты-2 – 1 декабря 2017 года. Первыми постояльцами могут стать те, кто изолятор строил и курировал. Богатая оснастка СИЗО им к лицу. Руслан Хамхоков – генерал-лейтенант запаса Минобороны, бывший руководитель Северо-Западного управления Спецстроя России.
Полковник Сергей Мойсеенко кроме организации убийства обвиняется и в получении 350 млн рублей.
Николай Баринов на очереди. В настоящее время он занимает должность советника главы Росреестра. Жил неплохо. За 2016 год он задекларировал доход в 9,6 млн рублей, 130-метровую квартиру, легковые автомобили Volkswagen Multivan, Renault Kangoo, "Москвич-407", мотовездеход. Его супруга оказалась посостоятельнее. Она при годовой зарплате чуть более миллиона рублей владеет шестью земельными участками общей площадью восемь тысяч квадратных метров, жилым домом, тремя гаражами, автомобилям Audi A7, Jeep Grand Cherokee, Nissan Murano.
Три шефа на Кресты-2
Кресты-2 пережили трех директоров ФСИН. Их судьба сложилась по-разному. Юрий Калинин (2004 – 2009), в бытность которого проект начинался, благополучно работает зампредом правления, вице-президентом Роснефти. Александр Реймер (2009 – 2012) приговорен к восьми годам колонии за хищения миллиардов на закупке электронных браслетов. Его сменщик Геннадий Корниенко оказался в незавидной роли. На него пришлись все срывы сдачи Крестов-2, ему пришлось подписывать обращение с просьбой уволить своего зама Олега Коршунова, который в последнее время курировал стройку, и он же вынужден был официально признать порочность финансово-экономического и строительного блоков своего ведомства, устроив репрессии в рядах. По данным собеседников «Фонтанки», открытие Крестов-2 Геннадий Корниенко встретит при должности, но уж слишком велики репутационные издержки. Отставку генерал-полковника, если она состоится, придется подписывать Владимиру Путину.