Все пассажиры Finnair в аэропорту Хельсинки-Вантаа по желанию смогут встать на весы, чтобы принять участие в исследовании авиакомпании. Процедура введена 31 октября. Вес путешественника будут считать вместе с его багажом. Замеры проведут в два этапа: зимой и летом. В авиакомпании рассчитывают, что в зимнем сезоне удастся взвесить 1000 - 1500 добровольцев.
Некоторые пассажиры отнеслись к нововведению с опаской. Как отмечает главный эксперт Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов, все зависит от дальнейших намерений перевозчика, а они пока не заявлены. Одной из причин опасений является возможная в будущем дискриминация пассажиров по весу.
Такая практика, например, была реализована в существовавшей до 2015 года авиакомпании Samoa Air. Тихоокеанский авиаперевозчик, весь флот которого состоял из легкомоторных самолетов, устанавливал цену билета исходя из веса пассажира. Согласно их расчетам, за полет всего на 42 морских мили (около 77 километров) пассажир весом 80 кг с багажом 20 кг платил 132 доллара США, тогда как пассажир весом 60 кг без багажа тратил всего 79,20 доллара США.
В 2015 году средневосточные Uzbekistan Airways заявили, что будут регулярно взвешивать пассажиров в аэропорту отправления. Целью измерений было узнать средний вес пассажира с ручной кладью.
В 2016 «весовой» скандал разразился в США, когда пассажиры Hawaiian Airlines подали в суд на авиакомпанию из-за необходимости взвешиваться перед отправлением по маршруту из Гонолулу в Американское Самоа. В суде ответчик предоставил данные исследования веса пассажиров на различных направлениях своей маршрутной сети. Согласно им, при полетах в Американское Самоа было зафиксировано значительное отклонение от принятого стандарта. В авиакомпании тогда пояснили, что пересадили часть пассажиров в салоне на другие места, объяснив это мерами безопасности полета. В данном случае, речь шла о центровке самолета, где загрузка носовой и хвостовой части должна быть сбалансирована так, чтобы вес равномерно распределялся по хорде крыла. В итоге, авиакомпания выиграла дело в суде.
В Finnair «Фонтанке.fi» рассказали, что единственной целью проводимых измерений пока является лишь уточнение статистических данных Европейского агентства безопасности полетов EASA для их собственной маршрутной сети. Измерения будут проводиться только в аэропорту Хельсинки с помощью одних весов, которые будут переставлять с гейта на гейт.
В пресс-службе подчеркнули, что средний вес пассажира и его багажа являются важнейшими параметрами при расчете загрузки и центровки самолета. Поэтому отклонения от весов, определенных в 2009 году в среднем по Европе, могут быть решающим фактором.
Согласно отчету EASA в 2009 году, в категорию «ребенок» попадают пассажиры от 2 до 12 лет. Их средний вес был рассчитан с учетом разницы в возрасте. Так, двухгодовалые пассажиры в среднем весят 14 кг, тогда как 12-летние - 46,3 кг. Таким образом, ученые определили средний вес для этой категории как 30,7 кг, с небольшими отклонениями зимой (29,7 кг) и летом (31,1 кг).
Несколько сложнее было определить средний вес для категории «взрослые». По словам авторов отчета, к возрастному фактору добавился гендерный, который сыграл большую роль, разница в весе между мужчинами и женщинами составила 17 кг. Высчитав среднее арифметическое, ученые заявили, что пассажиры в возрасте 13-15 лет вне зависимости от пола весят 58,8 кг. Самыми тяжелыми получились путешественники в возрасте 46-50 лет, их средний вес составил 81,9 кг.
Влияние на результат оказала и цель поездки. Отправляющиеся по делам мужчины в среднем весили 86,8 кг, тогда как направляющиеся на отдых - лишь 83,2 кг. У женщин вес от цели поездки значительно не отличался. Предсказуемо путешествующие летом оказались легче зимних пассажиров. Разница в весе составила 2,3 кг.
Инициатива Finnair действительно поможет уменьшить погрешность в расчетах авиакомпании, уверен независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко. Он считает, что взвешивания необходимо проводить регулярно, чтобы правильно рассчитать коммерческую загрузку.