Первый российский трактор 4-го тягового класса показали в Петербурге. Его уже заказывают в Чехии и Словакии, а на внутреннем рынке планы еще более амбициозные — нарастить долю в классе с 0 до 60%. Сейчас идут переговоры с крупными агрохолдингами и российскими аэропортами. А в 2018 году на его базе представят трактор-робот.
Желтый трактор К-700 «Кировец» знаком многим россиянам с детства или юности — по фильмам, наблюдениям за полями в страду и по уборке улиц в снегопады. Но легендарные машины 80-90-х годов выработали свой ресурс уже несколько раз и буквально живут от ремонта до ремонта. Замену разработал с нуля Кировский завод, который 31 октября представил в Петербурге новый трактор К-424, прозванный «Кирюшей». Он дешевле европейских на 40%, вот только за эти 5 млн рублей небогатые фермеры могут приобрести себе с десяток подержанных машин.
240 лошадиных сил, полный привод, коробка автомат, климат-контроль, музыка, вместо приборов – ЖК-дисплей, цена 5 млн рублей — это не описание какого-нибудь люксового внедорожника, а новый трактор «Кировец». Но самую компактную модель заводчане и аграрии уже прозвали «Кирюшей».
За рулем ярко-красной новинки под памятником Ленину (который в соседнем корпусе завода агитировал путиловцев) «Фонтанку» лично встретил директор Петербургского тракторного завода Сергей Серебряков. Как оказалось — тракторист со стажем. По его словам, не дело, когда директор тракторного завода не может лично протестировать свою же продукцию.
Захлопываем дверь, она здесь закрывается мягко, как в иномарке, топ-менеджер переводит коробку в режим Drive и жмет на газ. 11-тонная машина, ревя ярославским дизелем, срывается с места и, не замечая поребрика, спрыгивает на огромных колесах с площадки на дорогу и буквально летит по заводской территории. В отличие от предшественника, старого «Кировца», у «Кирюши» внутри не надо орудовать рычагами — управление электронное, с помощью джойстика.
– Это система управления всей машиной, – поясняет Серебряков. – Вот кнопки адаптации трансмиссии под различные дорожные условия , система управления навеской трактора – в зависимости от геометрии поля электроника сама поднимает и опускает орудие. Начинка вся отечественная и сделана в Москве. Здесь вот ниша бутылочку поставить, здесь ниша документы какие-то положить.
Остановив трактор, Серебряков попытался продемонстрировать работу заднего хода — но он почему-то включаться отказался. «Разберемся», – отметил директор. Пришлось разворачиваться на пятачке. Получилось довольно легко – как и предшественник, новый трактор построен на шарнирно-сочлененной раме и почти сгибается пополам.
Как говорят на заводе, новые тракторы должны заместить машины харьковского завода, которые все сложнее достать из-за проблем с Украиной, а также огромное количество советских тракторов типа К-700, старых «Кировцев» 20-40-летней выдержки.
Цель новинки – захватить до 60% рынка в сегменте тракторов от 240 лошадиных сил и выше. И это выглядит вполне реальным на фоне 70% доли Петербургского тракторного завода в России в сегменте тракторов от 300 л.с.
В новом сегменте завод прежде представлен не был, и конкуренты здесь сильные. Причем это не китайские производители, как можно было бы подумать, а крупные международные компании – John Deere, New Holland, Acco и другие.
– Мы продаем трактор по цене 5,1 млн рублей. Это дешевле на 30-40% иностранных тракторов крупных брендов и чуть дороже белорусских и украинских производителей, (примерно на 500 тысяч рублей), – отметил Серебряков. – Мы оцениваем, что емкость рынка таких машин, при сегодняшней ситуации в сельском хозяйстве России, – около 2000 единиц в год (сегмент колеблется между 1000-3000 машин в год). Мы построили производственные мощности на 1000-1200 машин в год и рассчитываем на первом этапе на 60% этого рынка. Дальше будем расширяться. 30% производства будет работать на экспорт.
Первые К4 уже отгружены на экспорт не только в Казахстан и Белоруссию, но и в Румынию, Молдавию и Болгарию. Кроме того, в ноябре состоится мировая премьера новинки на крупнейшей агропромышленной выставке Agritechnica-2017 в Ганновере, а после мероприятия машина отправится к покупателям в Чехии.
Кроме того, сейчас завод ведет переговоры с аэропортами, чтобы поставлять тракторы для них, и даже планирует трактор роботизировать — автономную версию представят в 2018 году.
В российском селе тракторный парк изношен на 80%, но повсеместно обновить технику почти невозможно. После того, как более сильные хозяйства покупают новые тракторы, старые «Кировцы» не списываются, а просто перекочевывают к более слабым хозяйствам. На Avito можно найти предложения по тракторам 80-90-х годов, которые предлагают купить за 500-700 тысяч. А это почти в 10 раз дешевле представленной новинки.
Но такие тракторы в основном восстановлены кустарным способом: со сваренными рамами и перебранными агрегатами, их гидросистема не позволяет подключать современное оборудование и зачастую в них нечеловеческие условия труда. Каждый сезон технику необходимо готовить, проводить капремонты. И это не говоря о высоком расходе топлива и других смазочных материалов — в некоторые машины масло заливают ведрами.
Как отметил Серебряков, в отрасли есть фундаментальные проблемы, которые мешают работать и заводу, и фермерам на перспективу. Главная из них — нестабильные цены на зерно.
– Фермер живет от урожая к урожаю, ему трудно планировать свою деятельность, – считает директор. – И получается такая ситуация: вам трактор надо сейчас, удобрения и посевные материалы сейчас, механизатору заплатить сейчас, а по какой цене продашь урожай – никто не знает.
Если у государства получится решить эту проблему и стабилизировать цену, то сельскохозяйственное машиностроение подтянется, уверен Серебряков.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру».