Урок по геометрии провели для российских водителей премьер-министр Дмитрий Медведев и Минтранс. Первый подписал постановление об изменении приоритета проезда автомобилей на перекрёстке с круговым движением, а также о введении новой разметки на перекрёстках – диагональной «вафельницы», то есть разметки квадратами. Второй расписал предложения по организации дорожного движения – чтобы «успокоить» его.
Круг значит главный
Согласно постановлению, опубликованному на сайте правительства, теперь приоритет проезда на круге получает тот, кто движется по самому кругу, а въезжающим придется уступать дорогу.
До того, как этот пункт прописали в ПДД, привычные схемы проезда кругов в разных регионах отличались друг от друга. А многие российские водители до сих пор точно не знали, как следует проезжать круги, считают эксперты. Дело в том, что постановление, согласно которому главным для автомобилистов считается круг, было принято еще в 2010 году, но формулировки в ПДД остались прежними, и круг считался второстепенным, если нет иных дорожных знаков.
«Даже в одном городе могут быть разные схемы, в зависимости от того, что это за перекресток, – сказал Медведев на совещании с вице-премьерами. – Из-за этого возникают конфликтные ситуации, которых можно было бы избежать, если бы эти правила были едиными. Теперь приоритет проезда получает тот, кто движется по самому кругу, а въезжающим придётся уступать дорогу. Такая практика существует практически во всех европейских странах и доказала свою эффективность».
Квадраты означают штраф
«Вафельная» разметка – второе нововведение – призвана навести порядок на наиболее проблемных участках, в том числе на перекрёстках с пересекающимися транспортными потоками. Такая разметка нужна для того, чтобы водители чётко понимали: если они остановятся на желтом участке после того, как загорится красный сигнал светофора, их ждёт штраф, ведь на пересечении проезжих частей с такой разметкой ведется автоматический контроль нарушений. Всего фиксируется три вида нарушений: это проезд на красный свет, выезд за стоп-линию, а также поворот не из того ряда, отмечает «Газета.Ru».
На перекрёстках с пересекающимися потоками часто возникают заторы, и важная причина – недостаточная культура вождения. А наличие «вафли», как показали тесты, проведённые в Москве и регионах, вынуждает водителей задуматься, рассчитать скорость потока и при необходимости переждать цикл работы светофора, чтобы не перекрыть движение перпендикулярному потоку.
«Самые разные есть этому причины, – уточнил Медведев. – Теперь регионы получат право наносить в проблемных местах специальную дорожную разметку. Водителям, надеюсь, будет легче ориентироваться».
Узко, волнисто и неровно: Минтранс успокаивает водителей
Следующие мероприятия носят рекомендательный характер, это предложения, которые разработали специалисты Министерства транспорта в целях безопасности в первую очередь пешеходов. Они призваны «успокоить», то есть замедлить дорожное движение. Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения, описанные на 75 страницах, опубликованы на сайте ведомства. Мы уже про них рассказывали.
Движение предлагается регулировать с помощью «зон успокоения», где будет искусственно снижена скорость. Некомфортными поездки на высоких скоростях сделают: заужение полос; установка дорожных неровностей; специальные направляющие островки, благодаря которым машины будут двигаться по дорогам волной или зигзагом; особое, менее приспособленное для быстрой езды, покрытие.
Зигзагу подобает треугольник
Если на дорогах сделать изменяющуюся ширину проезжей части, водителю придется быть максимально сконцентрированным, чтобы следить за траекторией движения, он не будет слишком быстро разгоняться и сможет вовремя заметить пешехода, считают в Минтрансе. Сориентироваться помогут направляющие островки, а также островки безопасности по периметру, которые, в свою очередь, будут защищены от наезда светоотражающими элементами, дублирующими разметку.
Двустороннее зигзагообразное движение, по мнению чиновников, целесообразно организовать там, где ширина проезжей части имеет нестандартные параметры. Ему полагаются направляющие островки в форме треугольника или неравнобедренной трапеции. При этом не рекомендуется назначать общую протяженность зигзагообразного участка более 150 – 200 метров.
Изменение ширины проезжей части напрямую влияет на скорость движения: чем места больше, тем увереннее чувствует себя водитель, и тем быстрее он может разогнаться, а значит, полосы следует сужать. Например, можно замостить брусчаткой, булыжным или колотым камнем участок вдоль бордюрного камня шириной 0,35–0,75 метра.
Тупики, петли и кольца – против транзита
Чтобы минимизировать транзитный поток, предлагается перепрофилировать сквозные улицы в тупиковые, петлевые, кольцевые.
Ещё одна рекомендация – организация однополосных проездов, которые подразумевают поочередное движение транспорта по одной и той же полосе, как в случае реверсивного движения. Этот метод подходит только двухполосным участкам местного значения с двусторонним движением, при этом расстояние между смежными участками однополосного проезда должно составлять 200 – 400 метров – для предотвращения заторов и отрицательного восприятия таких решений участниками дорожного движения.
В ведомстве отмечают, что при разработке рекомендаций был учтен положительный опыт других стран. Для каждого из регионов учитываются уровень доходов населения и интенсивность движения.