Глафира, Федя, Полинка, Боливар – многие автолюбители придумывали имена своим первым машинам, здоровались с ними. Некоторые вспоминают их как «первую любовь» или «учительницу» и благодарны им. По данным опроса, у большинства россиян первым был отечественный автомобиль. Лидер – белая LADA-седан, среди иномарок – «Тойота». А у вас?
Каким был ваш первый автомобиль? В преддверии Дня автомобилиста, который отмечается 29 октября, эксперты провели опрос на эту тему среди водителей. Самой популярной оказалась белая LADA-седан. «Даже если станешь бабушкой, всё равно ты будешь «Ладушкой», всё равно ты будешь «Ладушкой», «Лада».
У 70% респондентов первыми машинами были модели отечественного производства. Мнения о них разнятся: в то время как ВАЗ-2107 называют одновременно «легендой «АвтоВАЗа» и «самодвижущейся тележкой», о «Волгах» пользователи отзываются преимущественно в позитивном ключе – как о «лучшем отечественном авто XX века» и «машине-мечте». Тем не менее 48% участников опроса впервые сели за руль именно ВАЗов.
Среди иностранных марок лидирует Toyota: её характеризуют как «надежную» и «неубиваемую». Один из респондентов рассказал, что в 1985 году в Новосибирске была одна-единственная Toyota Corolla. На каждой остановке машину окружала толпа любопытствующих: просили показать салон, открыть капот. Для 2% опрошенных первым автомобилем стали Hyundai, Volkswagen и Ford.
Каждый третий автовладелец признаётся, что на выбор первой машины повлияла её цена. 17% принимали решение о покупке, послушав советы родственников и друзей, а 11% – по принципу «чтобы не жалко»: «Машина была куплена для того, чтобы научиться водить».
«Первый автомобиль – это букварь, который должен изучить каждый уважающий себя водитель», – комментирует один из участников опроса. «Это была удивительная машина, которая давала мне свободу!», «Благодарна своей «пятёрке» за навыки вождения, ни разу меня не подвела», – вспоминают другие.
Особенное отношение подчеркивает и то, как пользователи называли свои первые автомобили: «первая автоженщина», «первая учительница», «первые серьёзные отношения», «первая любовь». Многие давали машинам имена: «её звали Глафира», «его звали Федя», «его называли Боливар», «звала её Полинкой, здоровалась с ней».
Однако, несмотря на привязанность к первому автомобилю, более половины пользователей сменили его в течение 1 – 3 лет после приобретения. 19% респондентов не обновляли первую машину на протяжении 7 лет, а 14% ездили на ней менее года. При этом 9% до сих пор используют первый автомобиль. Для сравнения: весной 2014 года «Водитель Петербурга» проводил опрос на тему «Как часто вы меняете машину?», и 11% его участников ответили, что не меняли ещё ни разу.
У трети опрошенных первый автомобиль появился в возрасте 21 – 25 лет, у 31% – в 26 – 35 лет. Реже за руль собственной машины впервые садились автолюбители младше 20 лет (26%) и 36 – 50 лет (8%). После 50 лет дебютировали в качестве владельца личного авто менее 1% респондентов.
Большинство участников опроса покупали «первенца» с рук, на вторичном рынке. Каждый пятый (21%) получил от родственников или друзей. Всего 13% предпочли покупку в салоне.
Самым популярным цветом первой машины стал белый. Чуть меньше – 15% – приходится на серый, а замыкает тройку красный (14%). Чёрный автомобиль стал первым только для 7% опрошенных, уступив синему (13%) и зелёному (11%).
Стоит отметить, что в воспоминаниях водители особое внимание уделяют цвету машины: «ГАИ разрешило въехать на Поклонную гору в Москве. Чёрная «Волга» 3102 тогда была», «как в песне – вишнёвая «девятка», «машина была жёлтого цвета, звала её Кенар».
В исследовании «Avito Авто» приняли участие более 3,7 тысячи человек. 76% респондентов – мужчины, чуть менее четверти – женщины. «Водитель Петербурга» проводит похожий опрос.