Восстановление российской экономики дает шанс бизнесу из Суоми если не совершить рывок, то вернуть утраченную в кризис долю рынка. О своих стратегиях крупнейшие игроки рассказали в ходе Finnish Buisness Forum.
Покупательная способность россиян восстанавливается медленнее, чем хотелось бы. Не желая жертвовать качеством и прибылью, финны осваивают новые ниши и ищут спасения в экспорте.
Finnish Buisness Forum, организованный Финско-российской торговой палатой, состоялся 26 октября 2017 года в Петербурге и собрал первых лиц компаний и деловых организаций из Суоми, работающих или имеющих интересы на российском рынке.
Настроить предпринимателей на позитивный лад постарался в первом же выступлении министр экономики Финляндии Мика Линтиля. По его словам, надежду на рост финским компаниям в этом году дает макроэкономическая ситуация. Так, ВВП Финляндии в 2017 году должен увеличиться на 3,5% (что даже на 5 процентных пунктов выше мирового). Российская экономика тоже восстанавливается после падения (+1,5%).
Министр отметил ряд перспективных отраслей для сотрудничества России и Финляндии. К таковым относятся экология и искусственный интеллект, который можно использовать на транспорте, в производстве и в сфере услуг.
Российская сторона не осталась глуха к призыву укреплять сотрудничество. Заместитель главы Ленинградской области по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов сообщил, что в регионе сложился кластер по производству строительных материалов, аналогов которому нет у соседей. «Есть еще ниши, где финские компании могут себя найти», – сказал он.
Петербург вложил 80 млн евро в развитие своих промзон и тоже рад принимать у себя финских резидентов, сказал вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан. Он также напомнил, что тридцатка крупнейших финских компаний на российском рынке по итогам 2016 года нарастила оборот на 6%, как показало исследование «Фонтанки.ру».
Сами предприниматели оценили перспективы более осторожно. «Мы будем продолжать работать во всех регионах, где работаем. У нас 6 тысяч квартир в стадии строительства и 100 тысяч квартир, где уже живут люди», – рассказал Теему Хелпполайнен, глава бизнес-сегмента «Жилищное строительство» компании YIT. При этом в новые сегменты, к примеру, коммерческую недвижимость, компания не пойдет: лучше делать одно дело, но хорошо, пояснил топ-менеджер. А вот как повлияет на бизнес грядущее слияние со строительной компанией Lemminkainen, он прокомментировать затруднился: прежде нужно получить одобрение от финской антимонопольной службы.
«Ситуация на рынке в данный момент явно лучше, чем пару лет назад, пик кризиса пройден», – говорит Андрей Пантюхов, глава российского подразделения Nokian Tyres. Компания поймала позитивную волну еще в 2016-м: доля российского бизнеса в общем обороте выросла с 16 до 25%, рассказала Хилле Корхонен, генеральный директор всего Nokian Tyres. Выстоять в кризис российскому предприятию во многом помогла ориентация на экспорт. Так, 70% объема выпуска завода во Всеволожске идет на внешние рынки. Но и в России началось оживление, и пренебрегать открывающимися возможностями не стоит. «В данный момент тоже важно не засыпать, нужно пользоваться случаем», – призвала она коллег.
Производитель кофе Paulig заработает в этом году больше, чем в прошлом, рассказал его генеральный директор Роман Ивашко, но на сколько именно, не уточнил. «Россия для нас – один из приоритетных рынков. Мы продолжим инвестировать в него», – отметил топ-менеджер. Улучшать показатели помогает рост собственного производства и увеличение объемов кофейного рынка.
Владелец бетонных заводов «Луябетомикс», российская «дочка» LujaBetoni и Rudus, прогнозирует рост на 2-3% в рублях в этом году. «Развиваться быстрее мешает высокая конкуренция. Но мы не готовы работать в ущерб качеству», – прокомментировал генеральный директор Роман Беспалов. На ускорение в 2018 году компания не рассчитывает. «Будет хорошо сохранить темпы этого года», – пояснил топ-менеджер.
А вот Ruukki, занимающаяся выпуском кровельных материалов и строительных конструкций, ждет «небольшого позитивного эффекта» только в следующем году, рассказал председатель совета директоров Юсси Туйску. «В 2017 мы стабилизируемся на том же уровне, что в 2016 году», – сказал он. Избежать падения продаж компании тоже помогает экспорт. «Мы утроили поставки в Казахстан, стали больше возить в Узбекистан», – пояснил топ-менеджер.
Логистический оператор Itella тоже сохранит выручку на уровне 2016 года, считает руководитель отдела продаж департамента по развитию бизнеса Дмитрий Масальцев. Компания завершает интеграцию с компанией «Максипост», которую купила в 2016 году, и в приоритете у нее не наращивание объемов продаж, а получение прибыли. Источник роста Itella видит в развитии b2c-сегмента (business to client), в частности в доставках для интернет-магазинов своих партнеров.
Если не улучшений, то стабильности ждёт Ханну Лумме, глава подразделения маркетинга и продаж по России компании Finnlines, которая занимается морскими грузоперевозками. «Когда я начинаю разговаривать с клиентами, я понимаю, что все смотрят на Россию оптимистично. Но все же никогда не знаешь, что может произойти завтра. Но хуже точно не будет», – говорит он.
По-настоящему большой рывок на российском рынке пока удалось сделать только производителю детской одежды Reima. По итогам девяти месяцев 2017 года компания увеличила продажи в России на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщила генеральный директор компании Элина Бьорклунд. Драйверами продаж стали как магазины (сейчас у компании 7 собственных точек и 8 франчайзинговых объектов), так и продажи через дистрибьюторскую сеть. Несмотря на то, что покупательная способность россиян не растет, родители инвестируют в детей, даже если отказывают себе в новых покупках, уточнила Элина Бьорклунд. Еще один источник роста — интернет-продажи. На них уже приходится 15% от общей выручки Reima.
Но ускоренный рост невозможен без инвестиций. Peikko Group, специализирующаяся на изготовлении соединительных бетонных элементов, планирует расширить объём производства в России в шесть раз, рассказал управляющий директор компании Матвей Пироженко. Для этого она совместно с компанией Meka Pro выкупила 25 тыс. кв. м производственных помещений в промзоне «Парнас». Локализация даёт хорошие возможности, поскольку 90% клиентов компании – российские, а финские составляют остальные 10%. Сама Peikko Group размер вложений не раскрывает, но ранее эксперты оценивали их в 10 млн евро.
Всего на российском рынке работает порядка 400 финских компаний. В 2017 году они вложат в развитие в России 7,7 млрд евро, то есть примерно столько же, сколько в прошлом году, ранее оценил в интервью гендиректор представительства финской промышленности East Office Илкка Салонен. Десятую часть этой суммы, или около 800 млн евро, инвестируют 30 крупнейших компаний, отметил в ходе выступления на Finnish Buisness Forum главный редактор «Фонтанки.ру» Александр Горшков, анонсируя исследование «Самые влиятельные финские компании в России — 2017». Презентация полной версии спецпроекта состоится 6 декабря в Петербурге и 14 декабря в Хельсинки.
Ознакомиться с предварительными результатами и условиями участия в проекте вы сможете в тематической рубрике «Лидеры финского бизнеса».
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»