Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Технологии Куда ушли миллиарды на прорыв в судостроении

Куда ушли миллиарды на прорыв в судостроении

2 164
Александр Крупнов/Интерпресс
Источник:

8 лет в России шла программа развития гражданского судостроения. И вот спустя год после её окончания, когда бюджет был уже освоен, в Минпромторге задались вопросами - что она нам дала и как теперь с этим совершить прорыв в отрасли.

Ответы поручили искать КГНЦ, а он в свою очередь 23 октября запустил поиск подрядчика для масштабного научного анализа.

Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) в Петербурге потратит 9 млн рублей на исследование результатов федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» (РГМТ). Она закончилась в прошлом году, на неё потратили более 60 млрд рублей, и теперь надо понять, отстает ли все еще Россия от развитых стран и что c этим делать.

ФЦП была подписана президентом Владимиром Путиным еще в 2007 году и действовала до 2016 года. Как говорится в тексте документа, программа была направлена на создание конкурентоспособной отечественной гражданской морской техники «путем преодоления научно-технического и технологического отставания России от промышленно развитых стран мира». И речь в ней шла о создании прорывных технологий.

В предисловии к ФЦП отмечалось, что «низкий уровень технологического потенциала отечественного судостроения обусловлен существенным отставанием российских организаций от зарубежных». Удельная трудоемкость судостроительного производства в отрасли в 3 – 5 раз выше, чем за рубежом, и суда строятся в 2 – 2,5 раза дольше. И если срочно не принять меры, то страна с высокой долей вероятности рискует лишиться транспортной, продовольственной и топливно-энергетической независимости.

8 лет программа финансировалась и финишировала в прошлом году. В марте исполнители отчитались о её 100-процентном выполнении — бюджет (более 60 млрд рублей) был освоен. Как говорится в пресс-релизе Минпромторга, было «выполнено 680 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Всего в качестве головных исполнителей НИОКР принимало участие более 100 организаций, а с учетом соисполнителей – около 450. По факту к 2016 году программа принесла 1505 новых технологий, более трети из которых соответствуют или превосходят международный уровень; оформлено около 1040 патентов, 734 из которых закреплены за Российской Федерацией». Зачем нам две трети новых технологий, которые не соответствуют международному уровню, в релизе министерства не уточняется, как и кому достались три сотни патентов.

Спустя почти год после окончания программы в Минпромторге решили вдруг вновь проанализировать результаты реализации РГМТ. Шифр закупки научного исследования, которое хочет заказать КГНЦ, звучит коротко и ясно – «Прорыв». Анализ предыдущего многомиллиардного прорыва обойдется федеральному бюджету дополнительно в 9 млн рублей, которые равными долями распределены на 2017, 2018 и 2019 годы. И вновь цель исследования – «повышение конкурентоспособности отечественного судостроения за счет разработки и внедрения перспективных и прорывных технологий».

Исполнителю надо будет подготовить аналитику об уровнях технологического развития отечественного и зарубежного судостроения. Выявить основные научно-технические и технологические проблемы отрасли, а главное, обозначить приоритетные направления развития техники и технологий в России.

«Предлагаемые мероприятия должны обеспечивать поступательное развитие отрасли», – говорится в техническом задании.

В самом Крыловском государственном научном центре заверили «Фонтанку», что их новое исследование позволит государству эффективнее тратить деньги.

«Необходимо обеспечить внедрение и применимость в промышленности полученных в рамках ФЦП РГМТ результатов, перевести созданный научный потенциал в реальные проекты, строящиеся суда, – пояснили в учреждении. – Её выполнение будет способствовать определению направлений, перспектив и задач технологического развития гражданского судостроения, а также внедрению проектно-ориентированного подхода в обеспечение эффективного создания морской техники, а значит, и эффективного расходования бюджетных средств в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 – 2030 годы».

Впрочем, основные проблемы в гражданском судостроении известны и без двухгодичного исследования.

– Проблем у нас в гражданском судостроении немало, – считает Андрей Фролов, главный редактор журнала «Экспорт вооружений». – Это и устарелость фондов, и невозможность делать всю номенклатуру гражданских кораблей и судов, которые нужны, а самое главное – недостаточность средств у основных заказчиков. И это несмотря на то, что средний возраст судов речного флота в России каждый год растет и обновление идет очень слабыми темпами. А в морском судостроении, за исключением каких-то специальных судов, мы уже практически ничего не строим. Я уже не говорю об экспорте – он практически для нас закрыт. Наши верфи в сегменте массового судостроения не могут выдержать конкуренции с корейскими, китайскими и даже рядом восточноевропейских верфей.

- В отрасли не полностью преодолено предубеждение отечественных заказчиков, они сомневаются в возможностях построить внутри страны необходимые им суда. Во-вторых, всё-таки порядка 80% судов, как отмечал господин Мантуров, составляет военное судостроение, а не гражданское. В-третьих, отрасль не может отрешиться от реальной жизни, она действует здесь и сейчас, а значит, рост стоимости на товары и услуги, валютные колебания, изменение регулирования – всё это отражается на производственном процессе, стоимости готовой продукции и сроках сдачи, – добавил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Но основная проблема, как резюмировал опрошенный «Фонтанкой» руководитель одной из верфей Петербурга, – непонимание топ-менеджментом заводов и ответственными за судостроение чиновниками той сферы, которой они занимаются.

– Есть люди, которые знают тонкости и процесс — людей, материалы и оборудование. А есть те, которые там наверху сидят. Там есть проблема: управляю не знаю чем. Топ-менеджеры, которые приходят и уходят, не понимая, что они должны были сделать. Возьмите ОСК, пролистайте её историю за последние 10 лет и увидите, сколько президентов поменялось. Нынешний Рахманов пришёл из автомобилестроения, бывший Троценко покупал и продавал компьютеры, а сейчас в Роснефти вроде как заведует Латинской Америкой. Реальных профессионалов отрасли на эти позиции не ставят.

Илья Казаков, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях