Рекордный урожай зерна может обернуться перебоями поставки муки. Смольный пообещал помочь петербургским производителям, но нагнетать ажиотаж отсоветовал.
«Нет топлива для помола хлеба. Отсутствуют хлебные мешки. Развал железнодорожного движения препятствует транспортировке зерна» – такие тревожные донесения, поступавшие в Петербург накануне революции 1917 года, неожиданно стали снова актуальны сто лет спустя.
Информацию о возможных перебоях с поставкой зерна в Северную столицу вечером 24 октября опубликовала газета «Коммерсантъ». По ее данным, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с письмом, в котором сообщил, что в связи с активным экспортом зерна мукомольные предприятия города не могут получить вагоны для его транспортировки. Это может привести к дефициту хлебопекарной продукции и росту цен.
Глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин подтвердил факт обращения к федеральным властям, но поспешил снизить градус тревожности. По его словам, прямо сейчас речь ни о каком хлебном дефиците не идет. У Петербурга имеется собственный резерв для хранения зерна, который позволяет «надежно обеспечить потребности всего населения города на длительный срок». Кроме того, существуют коммерческие запасы и хранилища Росрезерва.
Но наличие самой проблемы чиновник отрицать не стал. Предприятия мукомольной отрасли Петербурга действительно выразили обеспокоенность «вероятными сложностями с распределением железнодорожных вагонов при планировании будущих поставок», – сказал Максим Мейксин. Чтобы предотвратить такое развитие событий, Смольный и обратился к федеральным властям.
А вот за утечку документа в СМИ попенял бизнесу. И напомнил ситуацию с резким ростом цен на гречку в 2014 году: тогда крупа не пропала из магазинов города, но некоторые бизнесмены сильно заработали на ажиотаже. «Вероятно, кто-то хотел бы заработать и на этот раз», – подчеркнул Мейксин.
Впрочем, ситуация напоминает не столько недавний ажиотаж вокруг гречки, сколько события столетней давности.
В спецпроекте «Спираль семнадцатого года» «Фонтанка» подробно рассказывала о проблемах снабжения Петербурга в начале 1917 года. Несмотря на то что в сельскохозяйственных регионах запасов хватало (к примеру, только в Воронеже скопилось 5,5 миллиона пудов зерна), из-за отсутствия вагонов и угля для паровозов вывезти его не удалось. В итоге значительная часть урожая попросту сгнила. Дефицит спровоцировал рост цен, а они — народное недовольство, итогом которых и стала Февральская революция.
Параллели, действительно, напрашиваются. Так, по данным Минсельхоза, в 2017 году урожай зерна в России стал рекордным с 1978 года – 127 млн тонн. По словам участников рынка, проблемы с транспортировкой спровоцировала РЖД, которая с 1 октября ввела скидку в 10,3% на экспортные перевозки зерна со станций Воронежской, Орловской, Тамбовской областей «для привлечения дополнительных объемов груза».
Право корректировать тарифы монополист получил еще в 2013 году. Он пользовался им и раньше, но не в таком объёме. Например, в 2016 году льготный период длился до конца декабря, тогда как в этом году – до 30 июня 2018 года. Минсельхоз объяснял это заботой о сельхозпроизводителях: чем раньше излишки зерна уедут за рубеж, тем меньше будут расходы на их хранение. Тем более что аграрии еще до конца не избавились от запасов прошлого года.
Однако пострадать от этого могут отечественные мукомолы.
«Поскольку вагоны стали дешевле, операторы охотнее переключились на внешние рынки», – рассказал «Фонтанке» один из игроков из хлебопекарной отрасли.
А вот для внутреннего рынка зерновозов не хватает.
По данным РЖД, в сентябре общие отгрузки зерна выросли на 20,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,23 млн тонн. При этом на экспорт уехало на 61% больше продукции (1,38 млн тонн). Таким образом, уже сейчас внутренний рынок недосчитался примерно 15% поставок.
«Законодательство не обязывает владельцев вагонов предоставлять их для перевозки в незерновые регионы», – прокомментировали в комитете по потребительскому рынку.
В тройку крупнейших производителей муки в Северной столице входят «Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С.М. Кирова», «Петербургский мельничный комбинат» (оба принадлежат «Аладушкин Груп»), а также городской ГУП «Продовольственный фонд». Ранее Смольный сообщал, что суммарно они выпускают 768,6 тыс. тонн муки в год. Эти предприятия закрывают бóльшую часть потребности в муке хлебобулочных производств, сообщили в ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга». По информации «Коммерсанта», именно эти компании стали главными пострадавшими от дефицита вагонов.
Однако после непрозрачного намека Смольного представители бизнеса поспешили отвести от себя подозрения в нагнетании ажиотажа. Так, на «Петербургском мельничном комбинате» отказались комментировать ситуацию, уточнив, что еженедельно отчитываются Смольному о своей работе, и, стало быть, вся информация, предоставленная чиновниками, верна. Комбинат имени Кирова подтвердил, что ситуация с нехваткой вагонов коснулась и его. «Но сейчас предприятие работает в полную мощность и удовлетворяет все поступающие заявки на муку», – отметили в компании.
«Хлебопеки Санкт-Петербурга» также заверили «Фонтанку», что дефицита ждать не стоит.
«По нашим данным, цены на муку не выросли, проблем с поставками тоже нет», – рассказали в ассоциации.
Один из крупнейших производителей – Fazer – подтвердил, что информации о каких-либо изменениях от своих поставщиков не получал.
В Смольном уверяют, что проблема уже практически решена. После обращения губернатора состоялось совещание в Минтрансе с участием представителей Минсельхоза и РЖД, на котором «принято решение оказать содействие в скорейшей организации поставок вагонов для перевозки закупленного зерна в Санкт-Петербург», – отметили в комитете по потребительскому рынку.
Но в неофициальной беседе участники рынка не исключают возникновения проблем в будущем. По словам одного из них, большинство хлебопеков закупает муку не только в Петербурге, но и в других регионах.
«Однако это не решает проблему, поскольку дефицит вагонов — это проблема в масштабах всей страны», – отметил собеседник издания.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»