Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия За борьбу "маршруток в Финляндию" и рейсовых автобусов заплатит потребитель

За борьбу "маршруток в Финляндию" и рейсовых автобусов заплатит потребитель

200

Дороже, в тесноте - но не в обиде?

Привычный ландшафт площади Восстания в Санкт-Петербурге в последние месяцы изменился, когда места около гостиницы "Октябрьская" вновь заняли 8-местные микроавтобусы вместо чуть более крупных и комфортабельных. Последние десять лет оттуда по цене завтрака в поезде "Аллегро" возят туристов в Финляндию - до аэропорта, к парому, в магазины или даже до адреса. Стоимость проезда на "восьмиместке" теперь вдвое выше, чем у ее предшественников. Если раньше трансфер от площади Восстания до центра Хельсинки в низкий сезон стоил всего 800 рублей, то сейчас - 1200; за развоз до адреса еще пару месяцев назад нужно было отдать около 1000, а сегодня уже 1500. Опрос, проведённый "Фонтанкой.fi" среди читателей, показал, что повышение цен на трансфер в Финляндию испытали на себе две трети респондентов.

За эти деньги внутри стало меньше места, полки, куда любили складывать свои вещи туристы, конструкцией не предусмотрены, а одиночные сиденья также пропали, как непозволительная роскошь. Стоит прибавить к этому и то, что теперь мелкие микроавтобусы стоят на границе не в "быстрой" очереди для своих собратьев, а в общей. А это значит, что шансы успеть на самолет в Хельсинки теперь сильно зависят от активности соотечественников и расторопности пограничников. Плюс проверка автобусных туристов на российской стороне проходит в закрытом помещении, а обычных автомобилистов, под видом которых ездят "восьмиместные", - на улице, под продувающим северным ветром и пристальным взором пограничников.

Но это не передел рынка заказных пассажирских перевозок, в рамках которого одни компании - с худшим сервисом и более высокими ценами - вытеснили конкурентов. Нет, на площади остались все те же перевозчики, что работают тут последние десять лет. Просто пассажиры сейчас начали пожинать первые плоды отсутствия разрешений на нерегулярные пассажирские трансферы в Финляндию, или, как их называют сами перевозчики, "лупа" (lupa - "разрешение" на финском), которые они показывают пограничникам, чтобы возить в одну сторону одних пассажиров, а обратно - других. Как еще в августе писала "Фонтанка.fi", они закончились у Ассоциации международных автомобильных перевозчиков после решения Минтранса.

Благие намерения?

Разрешения нерейсовым компаниям выдает АСМАП, некоммерческая организация, объединяющая около 1600 российских фирм, но окончательный вердикт выносится на высшем уровне - во время переговоров министерств транспорта обеих стран. В российском ведомстве "Фонтанке.fi" пояснили, что "на 2017 год согласовано и передано 3750 бланков разрешений на нерегулярные перевозки пассажиров", однако "в целях приоритетного развития регулярного пассажирского сообщения <...> была достигнута договоренность о сокращении на 50% количества разрешений на нерегулярные автобусные перевозки". Это значит, что перевозчики до конца года не увидят заветных бумажек. В то же самое время сокращения не коснутся автобусных компаний с регулярными рейсами. Под этим чиновники понимают такую схему: "посадка производится на автовокзалах, автобус движется по утвержденному двумя странами маршруту, высадка пассажиров также производится на утвержденных остановочных пунктах".

?"Приоритетное развитие регулярного пассажирского сообщения" дало свои плоды - туристы стали внимательнее присматриваться к рейсовым автобусам после повышения цен на микроавтобусы. К примеру, в этом году компания "АО "Совавто - Санкт-Петербург" смогла избежать традиционного снижения спроса в осенние месяцы. "По сравнению с прошлым октябрем загруженность у нас выросла примерно на треть", - констатирует член совета директоров компании Сергей Петросян. По его словам, сейчас туристы, которые ездят в Финляндию, действительно, чаще обращаются к официальным рейсовым перевозчикам.

В российском представительстве Lux Express Group (ЗАО "Евролайнс") заявили, что в третьем квартале этого года рост числа пассажиров составил 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В комментарии "Фонтанке.fi" генеральный директор ЗАО "Евролайнс" Райт Реммель заявил: "Думаю, что часть пассажиров, которые раньше пользовались заказными автобусами, действительно перешли к нам. Но нельзя говорить, что это связано исключительно с сокращением объема такого предложения".

Разрешений нет, но вы держитесь

Уменьшение числа разрешений "очень плачевно" сказалось на бизнесе легальных заказных российских перевозчиков, работавших на финском направлении, констатирует генеральный директор компании "Скандинавия" Борис Титерин. "Нововведения, по сути, дают зеленый свет иностранным компаниям, а местный бизнес просто убивают", - считает бизнесмен. Титерин фиксирует снижение числа пассажиров и их недовольство резким ростом цен. Однако изменением ценовой политики недовольны и сами перевозчики, признается Титерин: "Мы много лет держали цены на одном уровне, несмотря ни на что, и я вас уверяю, и дальше делали бы это, но мы вынуждены были пойти на такой шаг". А те автобусы "Скандинавии", которые раньше курсировали между Финляндией и Россией, сейчас просто стоят в парке. "Наше направление деятельности - это международные перевозки. Мы занимаемся этим последние 10 лет и не собираемся уходить с рынка", - говорит глава "Скандинавии".

Бизнесмен и гендиректор компании "Экспресс Региональный транспортный центр" Юрий Королёв вспоминает, что решение Минтранса стало неожиданностью для всех. "Я не знаю, в чьих интересах все это, но больше всех пострадали семь российских перевозчиков - им пришлось приспосабливаться к изменяющемуся рынку. Сейчас вся граница забита "восьмиместками", - констатирует предприниматель. - И даже финны удивляются: зачем было так делать?"

Парк многоместных автобусов у РТЦ сейчас простаивает, как и у "Скандинавии", так как в уставе прописаны международные перевозки. Королев считает, что нововведения не выгодны ни российским перевозчикам, которым приходится держать автобусы в гараже, ни потребителям, которые выбирают эти компании из-за конкурентной цены и гибкости. "Мы держимся", - уверяет Королев.

Вариантов у нерегулярных перевозчиков не так много. Во-первых, можно обращаться в органы власти и "выбивать" разрешения. Например, предприниматели уже направили обращение омбудсмену по правам потребителей Александру Шилову. Но никто не знает, поможет ли это. Во-вторых, пустить "восьмиместки", которые, по сути, как и раньше, везут пассажиров, но для пограничников проходят как обычные легковые автомобили. В-третьих, выйти в легальное поле рейсовых перевозок, но при этом еще повысить цену и вступить в борьбу с более опытными игроками рынка, потеряв свое основное преимущество - гибкость в маршруте и расписании. В-четвертых, можно попытаться искать паритетного партнера в Суоми, но по российским расценкам финны просто не будут работать. Так что, пожалуй, единственное, что сейчас остается предпринимателям, это ждать следующего года в надежде вновь получить заветные разрешения. А за все изменения пока платят потребители.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях