Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-3°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -8

4 м/c,

сев.

759мм 73%
Подробнее
5 Пробки
USD 103,27
EUR 108,56
Финляндия «Условия для выхода на российский рынок сейчас благоприятные»

«Условия для выхода на российский рынок сейчас благоприятные»

737
Источник:

«Уход других компаний – лучшее время для выхода на рынок»

– Кажется, кризис в торгово-экономических отношениях наших стран пройден. Готовы ли финские компании вновь инвестировать в Россию?

– Компания East Office располагает своими данными относительно собственных акционеров, но, нужно заметить, что это далеко не все инвестиции, поступающие в российский бизнес со стороны финских компаний. По нашим подсчётам, объём инвестиций в 2016 году составил порядка 7,7 млрд евро. В этом году вряд ли данный показатель увеличится, скорее всего, он останется на том же уровне. На данный момент финские инвесторы ожидают роста российской экономики, в частности его видимых результатов.

СПРАВКА. «East Office – Представительство финской промышленности» было cоздано в 2008 году 19 ведущими финскими корпорациями с целью усиления возможностей финского бизнеса в России. Сейчас из 25 акционеров East Office 15 имеют главный офис в Санкт-Петербурге, не считая Ленобласть, где сосредоточена деятельность такого крупного игрока, как Nokian Tyres.

– А представители каких сфер вкладывался активнее всего?

– В первую очередь должен сказать, что свою деятельность лучше всего комментируют сами компании, но все знают, что активны на российском рынке строительные компании (например, такие акционеры East Office, как YIT, Bonava и SRV), а также пищевые предприятия (например, Fazer и Valio). Стоит отметить, что за 2016 и 2017 годы новых крупных игроков на российском рынке не прибавилось.

Что нужно сделать российским властям, чтобы привлечь больше финских компаний?

– В целом на уровне предприятий на российском рынке не возникает проблем с обращением в административные органы для организации практической стороны бизнеса. Но по моим личным ощущениям, могу отметить, что в последнее время, в том числе в отношении налоговых проверок, принимаются определённые заключения, которые не соответствуют деятельности компании. Также не всегда руководство некоторых регионов выполняет те обещания, которые давало при заключении договора о намерениях. На данный момент геополитика и нынешняя власть, её решения, которые принимаются в Москве, влияют на инвестиционный климат в России в целом.

– Кто сумеет выиграть в нынешних политических и экономических условиях? Стоит ли ждать прихода новых инвесторов или, наоборот, ухода крупных финских компаний?

– На мой взгляд, большинство компаний придерживаются крайне осторожной позиции с точки зрения расширения своей деятельности в России. Я считаю, что частные непубличные компании могут быть смелее в принятии решений. С другой стороны, не думаю, что кто-то совсем уйдёт с российского рынка.

– Сейчас мы видим, как постепенно меняется структура финского бизнеса в России. Ушли такие крупные игроки, как «Стокманн», Kesko продал свои сети «К-Руока» и «Интерспорт», в то же время те, кто имел своё производство на территории России, например Fazer, Valio, Huhtam?ki, продолжают свою деятельность. Ensto и вовсе совсем недавно перенёс своё производство из Финляндии в Россию. Можно ли утверждать, что локализация или перенос производства – это своеобразный тренд на ближайшие несколько лет? В каких отраслях это наиболее вероятно?

– Если говорить о финских компаниях, которые ушли с рынка, то причины у всех разные. Например, Sanoma (ведущая медиагруппа в странах Северной Европы. – Прим. ред.) продала активы и ушла с рынка из-за изменений в законодательстве. В России ретейл является одной из наиболее развитых областей, и на рынке присутствуют местные игроки, такие как, например, сеть «Магнит». Я сам не занимаюсь розничной торговлей, но понимаю, что розница – это логистика, а логистика в свою очередь – это чистая прикладная математика, а мы знаем, что русские в точных науках сильны. Местные ретейлеры довольно крупные, следовательно, иностранные инвесторы должны делать серьёзные вложения, чтобы стать значимым игроком на рынке. Могу с точностью сказать, что уже занявшие свою нишу на российском рынке компании пока не собираются увеличивать объём продаж, предпочитая сохранять свою позицию.

На данный момент условия выхода на российский рынок новых игроков являются достаточно благоприятными, позволяют и стоимость аренды помещений, и расходы на рабочую силу. Я придерживаюсь мнения, что лучший момент для начала бизнеса на новой территории наступает тогда, когда наблюдается уход с рынка других компаний.

– Какие сферы могут быть наиболее перспективными в России для малых и средних финских предприятий?

– Из-за введения санкций необходимо обратить внимание на развитие продовольственной отрасли, отрасли услуг. Но стоит отметить, что российская экономика является достаточно развитой уже во всех отраслях, поэтому быстрого скачка на новый уровень для иностранного инвестора ожидать не стоит. Я лично жду того момента, когда конкурентоспособные российские компании войдут на финский рынок со своими услугами, так как на данный момент они в основном обслуживают русскоязычных граждан, проживающих в Финляндии, хотя вполне могли бы конкурировать и с финскими коллегами.

Источник:

Илкка Сеппо Салонен родился 24 октября 1955 года в Эспоо (Финляндия). В 1981 году окончил Хельсинкский университет со степенью магистра политических наук (экономика и статистика). Профессиональную деятельность начал в 1979 году в Банке Финляндии. В 1981 году перешел в банк Kansallis-Osake-Pankki (KOP), где последовательно занимал должности от экономиста департамента экономических исследований до регионального менеджера банка KOP в СССР (в дальнейшем – региональный менеджер в России, странах СНГ и Восточной Европы). С 1994 - 1997 гг. Илкка Салонен был зампредседателя правления Международного Московского банка (ММБ). С 1997 по 1998 занимал пост первого вице-президента и главы Балтийского региона Банковской группы MeritaNordbanken (в настоящее время – Nordea Bank). В 1998 вернулся в ММБ (в настоящее время – Юникредит-банк) на пост президента, председателя правления. В 2007 перешел в группу компаний «Ренессанс Управление Инвестициями» в качестве президента, заместителя генерального директора. В 2008 - 2009 в должности зампредседателя правления отвечал за развитие международного бизнеса в Сбербанке России. В 2012-2015 был председателем правления банка «Уралсиб». В 2016-м вошел в состав наблюдательного совета Московского Кредитного Банка. За свою карьеру занимал посты в советах директоров «Промсвязьбанка», ПАО «КАМАЗ», БТА-Банка (Казахстан), SRV и Oriola. Сейчас является запасным членом правления Fennovoima Oy.

«Местное законодательство – неизбежное зло»

– Назовите три основные вещи, которые должен уяснить финский бизнесмен при работе с российскими партнерами, чтобы добиться успеха.

– Первое – необходимо понять и проанализировать, с кем ты желаешь начать вести бизнес. Второе – понять, какая выгода будет твоему партнёру от работы с тобой. Третий принцип касается правовых отношений, подготовки документации и договоров перед началом ведения совместного бизнеса.

– С какими трудностями приходится сталкиваться финской компании, когда она открывает свой филиал в России, с точки зрения законодательства и разницы в культуре корпоративного общения?

– В любых странах местное законодательство – это неизбежное зло. Если не собираешься соблюдать законы той страны, где планируешь начать бизнес, то лучше даже и не начинать. Законы для того и законы, чтобы усложнять нам жизнь, и их необходимо соблюдать. То, что касается культуры, то здесь разница огромная по сравнению с периодом 1990-х годов. Раньше даже понятие «акционер» было чуждым из-за отсутствия опыта в бизнес-сфере как таковой. Другое культурное отличие заключается в скорости принятия решений, в нетерпеливости касательно формальных моментов корпоративного управления. Это приводит к тому, что изменения в российской бизнес-среде происходят гораздо быстрее и намного более непредсказуемо, чем в Финляндии, что требует разных ритмов принятия решений. В то же время во внутренней деятельности компаний разница не настолько велика, за исключением культуры управления.

– Приходилось слышать мнение, что дочерние предприятия крупных финских компаний, давно пришедших в Россию и закрепившихся на российском рынке, со временем принимают «правила игры», и их методы работы с государственными органами для продвижения своих интересов, получения разрешений и т.п. становятся далеки от тех принципов, которыми руководствуется бизнес в Финляндии. Как это работает? Легче ли сохранить конкурентоспособность в РФ с российскими управленцами?

– Из вопроса я понял, что мне нужно прокомментировать ситуацию относительно коррупции. Я недавно присутствовал на семинаре, где выступали компании, которые успешно работают на российском рынке, – Luhta, Fazer и Huhtam?ki, и все три из них подчеркивали именно то, что они не отступают от своих истинных ценностей и принципов. Это, по моему опыту, общепринятый финский способ ведения дел, поэтому я с данным высказыванием не согласен. Даже если компании нанимают внешних консультантов для помощи ведения бизнеса, компании подходят к выбору и контролю с большей ответственностью, чем ранее. В мире на данный момент есть тенденция к внешнему и внутреннему контролю и со стороны законодателей, и со стороны предприятий.

– Приходилось ли вам сталкиваться с прямым или косвенным вмешательством государства в политику российских частных компаний?

– С выходом новых законов и усилением регулирования государство всегда влияет на политику компаний. Если вы под данным вопросом подразумеваете то, что государство дает прямые указы, как действовать в той или иной ситуации, то мой ответ: нет, я не сталкивался с подобным.

– Недавно в Генконсульстве в Санкт-Петербурге представители бизнеса, экономисты и социологи рассуждали на тему будущего России и сошлись на том, что глобальных изменений после выборов в РФ для финского бизнеса не будет. Какие, по-вашему, риски первостепенны сейчас, и поменяются ли они через полгода?

– На первое место из возможных рисков выходит геополитика. Не стоит забывать и о макроэкономических рисках, которые существуют всегда. Но лично по моему ощущению, Россия на данный момент сократила готовность общения с внешним миром и «повернула лицо вовнутрь». Но и в Финляндии, и во многих других странах присутствуют подобного рода тенденции, просто в России они обретают свои особые черты из-за культурных особенностей.

– Ваши пожелания финским компаниям, инвесторам, российским партнерам в связи со столетием государственной независимости Финляндии.

– Поскольку мы соседи, я очень надеюсь, чтобы мы всегда и в любых условиях будем стараться друг друга услышать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях