Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «ВИМ-Авиа» готовится на посадку

«ВИМ-Авиа» готовится на посадку

2 250
Источник:

Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая прекратила полеты. Из-за этого могут пострадать до 100 тысяч туристов.

Прокуратура одной из причин случившегося видит системные ошибки в работе Росавиации. Опрошенные эксперты говорят о неоправданном расширении авиапарка. «Фонтанка» разбиралась, как маленькая авиакомпания пришла к большим проблемам.

«Мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании «ВИМ-Авиа» сложилась тяжелая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено и приостановлено обслуживание в аэропортах», – такое сообщение появилось на странице перевозчика в соцсети вечером 25 сентября. В нем также сообщалось, что авиакомпания рассчитывает на поддержку госорганов и партнеров из туристической отрасли. Вместе с тем представители перевозчика планируют введение внешнего антикризисного управления.

В комментариях к сообщению ожидаемо посыпались вопросы от недовольных пассажиров. Одни узнавали, как им теперь быть с купленными билетами, другие спрашивали о возможности вернуть деньги. Пострадавших может быть около 100 тысяч человек, посчитали в Ассоциации туроператоров России. Среди них те, кто ждет самолет, чтобы вернуться домой.

Тем временем в Росавиации решили, что борты «ВИМ-Авиа» пока останутся на земле. Заявление из ведомства было передано журналистам вечером 25 сентября вскоре после сообщения от перевозчика. До конца текущей недели в авиакомпании будет идти внеплановая проверка, а в это время госорганы будут искать средства, чтобы развезти оставшихся не у дел пассажиров.

Но и к самой Росавиации есть вопросы. На этот раз у Генпрокуратуры РФ. Там считают, что чиновники уклонились от оценки соответствия перевозчика сертификационным требованиям. Среди нарушений со стороны авиакомпании значатся отсутствие резерва воздушных судов, долги по зарплате и нарушение режима отдыха экипажей. «Бездействие ответственных должностных лиц Росавиации и ее территориального органа создает условия к дальнейшим массовым нарушениям», – считают в Генпрокуратуре.

Клубок проблем привел к тому, что перевозчик привлек внимание Следственного комитета, который возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. Следователи рассудили, что сотрудники авиакомпании знали о внутренних проблемах, но продолжали продавать билеты. Таким образом, считают в СКР, компания пыталась похитить деньги своих клиентов.

Опрошенные «Фонтанкой» авиаэксперты новость об уголовном деле восприняли с горькой усмешкой. «Порой создается впечатление, что для Следственного комитета любой бизнес представляет собой вид мошенничества. Бизнес предполагает риски, и, если следовать логике СКР, бизнесмен, который догадывается, что может разориться, но при этом берет деньги, является мошенником», – сказал собеседник в авиаотрасли, попросивший не указывать его фамилию.

При этом многие эксперты отмечают некоторую беспечность в действиях менеджмента авиакомпании. Прошлой осенью «ВИМ-Авиа» начала с размахом расширять свой авиапарк. Предполагалось, что увеличение провозных емкостей должно помочь завоевать больший сегмент на рынке, рассуждает руководитель консалтингового агентства «Инфомост» Борис Рыбак.

«Причина того, что мы сейчас видим, – жесткая ценовая конкуренция, борьба за долю рынка. Кроме того, не слишком удачливое управление привело к таким результатам в «ВИМ-Авиа». Эта компания вела себя так же, как и «Трансаэро». Здесь «ВИМ-Авиа» тоже набрали много дорогостоящей техники, пытаясь завладеть большей частью рынка. Они наверняка были уверены в том, что найдут этой технике применение. Но тем временем долговая нагрузка всё росла. На столь волатильном рынке при такой жесткой конкуренции выигрывают те, у кого очень качественное управление. Те, кто умеет анализировать риски. Это целая математическая задача. По наитию тут не получится», – рассказал Борис Рыбак.

Согласно данным Росавиации, надежды «ВИМ-Авиа» не оправдались. Так, за период с января по август 2016 года «ВИМ-Авиа» перевезла 1 396 304 пассажира и занимала 9 строчку в списке российских авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров. После увеличения объема провозных емкостей в 2017 году авиакомпания перевезла уже 1 834 184 человека. При этом процент занятости пассажирских кресел снизился на 1% к предыдущему году, а позиция в списке изменилась на одну вниз.

Вместе с тем ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отметил, что будущие проблемы в стратегии расширения авиапарка были видны еще в прошлом году.

«Многие эксперты были удивлены интенсивным ростом парка авиаперевозчиков, где «ВИМ-Авиа» выступила одним из лидеров. После 2016 года, когда отрасль после долгого перерыва смогла выйти на прибыль за счёт ухода с рынка избыточной провозной ёмкости, возвращение к гонке предложения вызывало резонные опасения за будущее перевозчиков. Возникновение проблем в такой парадигме было делом времени», – рассказал Федор Борисов.

В результате сложилась ситуация, когда из-за большого профицита провозных емкостей авиакомпании были вынуждены снижать цены, чтобы заполнить самолеты пассажирами. Согласно исследованию агентства «Инфомост», это привело к тому, что в среднем цена на авиабилет в России упала ниже уровня иностранных лоукостеров.

Как выяснили в агентстве, стоимость предложения российских авиакомпаний находится на уровне 5,5-6 центов за пассажиро-километр, тогда как у классических зарубежных перевозчиков на уровне 12-14 центов, а у лоукостеров – на уровне 6-7 центов. В агентстве считают, что такая политика грозит дальнейшим банкротством российских авиакомпаний, ускорением консолидации рынка и радикальным повышением тарифов в будущем.

В свою очередь, независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко уверен, что низкие цены являются лишь симптомом, а корень проблемы находится в отсутствии баланса при движении денег в отрасль и из отрасли.

«Пока Минтранс и авиакомпании, которым это выгодно, делают всё, чтобы полностью закрыть отрасль для инвестиций и тем самым сделать ее убыточность настоящей проблемой. На рынке без притока денег извне выживает не самый эффективный, а самый приближенный к ресурсам. Однако даже в случае банкротства авиакомпаний не стоит ожидать резкого повышения тарифов. Скорее будет наблюдаться коррекция цен, как минимум на уровень безубыточности авиаперевозчиков, что отодвигает потенциальных новых банкротов от опасной черты», – рассказал ранее «Фонтанке» Андрей Крамаренко.

В случае с «ВИМ-Авиа» низкие тарифы привели к отсутствию возможности оплачивать свои обязательства перед аэропортами. По данным АТОР, авиакомпания не перечисляла средства за наземное обслуживание в течение последних четырех месяцев, то есть весь летний сезон. Кроме того, представитель летного состава «ВИМ-Авиа» рассказал «Фонтанке», что компания задерживает зарплату уже более двух месяцев.

Единственное, что может спасти перевозчика сейчас – это оплата всех его долгов третьей стороной. По данным АТОР, объем депозитов, то есть уже заплаченных ей средств за бронирование билетов, только одной из туроператорских компаний составляет около 360 млн рублей, а объем задолженностей «ВИМ-Авиа» перед аэропортами – более 1 млрд рублей.

Андрей Меньшенин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях