С обновлённым «Рапидом» «Водитель Петербурга» познакомился в Греции. И понял, почему он идеален для жителя Петербурга. Эти и праздник, и гоночная машина, и дом на колёсах. Он знает подход к технарю и к гику, к весёлой барышне и к молодой семье. А мы теперь знаем, зачем на скребке для льда лупа, куда прячется багажная полка, где живёт двуликий коврик, и как камера стала «чистюлей».
Под сенью голубых небес
Нет веселее, чем Гермес.
Бог путников и пастухов,
И всех, чей разум изощрён,
Всех, кто находчив и смышлён,
Кто с прибылью ведет торги
И знает, для чего мозги.
Если бы греческие боги выбирали себе автомобили, юный и быстрый посланник богов Гермес в крылатых сандалиях талариях, несомненно, выбрал бы «Рапид».
Эта резвая машина не только отражает характер Гермеса, но и отлично подходит для греческих дорог во всём их многообразии: от гладких до ямно-бугристых, от широких стрел-автомагистралей до кудрявых серпантинов, от забитых пробками афинских улиц до овеваемых морским ветром прибрежных трасс. Таких же, как наши, за исключением, конечно, окрестных пейзажей и пронизанного солнцем и свободой воздуха, от которого делается так легко внутри, что чувствуешь себя быстрокрылой птицей. Наверное, именно за это Грецию любят молодые путешественники – молодые не только возрастом, но и духом. За это любят и «Рапид». Молодые люди лет 25-30, мужчины и женщины, финансово независимые и при этом не интересующиеся показным потреблением – так определяет целевую аудиторию «Рапида» компания «Шкода».
С обновлённым «Рапидом» «Водитель Петербурга» познакомился именно в Греции. Как легко здесь влюбиться в эту яркую, удобную и отзывчивую машину! Жёлтые, красные, оранжевые, бежевые, зелёные, синие, серебристые, коричневые, а некоторые двухцветные, с чёрной крышей – это просто праздник жизни – ш кодовские дизайнеры поработали на индивидуальность и настроение, расширив палитру оттенков кузова с трёх сразу до десяти.
Посвежело и «лицо» машины: новая решётка радиатора соединила фары, которые стали биксеноновыми (они идут в качестве опции, а у «Монте Карло» в базе, и любопытно, что у конкурентов такого нет), со светодиодными «ресничками» дневных ходовых огней. Задние фонари можно выбрать со светодиодными лампами, рассчитанными на весь срок службы машины. Ещё лучше настроение создаёт новая фоновая подсветка салона. Несколько источников – в ручках и вещевых отделениях дверей, в центральной консоли, перчаточных ящиках, в ногах водителя и пассажира – дают домашний свет, как торшер у кресла, где читаешь книжку.
Свет вообще интересный. Передние противотуманки (для комплектаций Ambition и Style) умеют освещать повороты. Система автоматического управления дальним светом в темноте распознаёт движущиеся впереди (на расстоянии до 400 м) и навстречу (на расстоянии до 1000 м) транспортные средства и сама переключает дальний свет на ближний. Функции Coming Home и Leaving Home (комплектация Ambition и выше) подсвечивают пространство вокруг автомобиля, пока люди садятся в машину или выходят из неё. Во время движения датчик непрерывно оценивает уровень освещенности и в случае необходимости автоматически включает и выключает фары – незаменимо при движении в лесных массивах, в тоннелях или в темноте.
«Шкоды» в целом удобные автомобили, и «Рапид» в частности. Садишься в абсолютно незнакомую машину, но уже через полчаса чувствуешь, что вот он, твой старый добрый товарищ, как любимое пальто, с которым не хотелось расставаться в прошлом сезоне, и сейчас с радостью влезаешь в него снова. Практичности чехи уделяют особое внимание: багажники у них, как правило, самые объёмные в классе, сиденья складываются весьма продуманно, а «простые умные» лайфхаки восхищают.
У стандартного казалось бы лифтбэка «Рапида» (4483 на 1706 мм и 1474 в высоту, для сравнения «Солярис» – 4405 на 1729 на 1469 с багажником 465 литров) рекордный в своём сегменте объём багажной полки – 530 литров (при этом задним пассажирам не тесно), а при сложенных сиденьях второго ряда – 1470 литров. Крышка багажника открывается широко, пропуская крупногабаритный груз. Необходимые инструменты хранятся в боковых нишах, сумки или коробки фиксируются на полу с помощью специальных уголков, как книжки на полке в «Икее», небольшие вещи прячутся под чсетку, чтобы не катались на поворотах. Опциональный двустронний коврик на пол багажника можно положить или ворсовой стороной вверх, или резиновой. А полка багажника, если она не нужна, становится вертикально за задним сиденьем.
Решения Simply Clever – фишка «Шкоды». В новом «Рапиде» есть, например, сетчатый карман для телефона, кошелька или блокнота в необычном месте – на боковине переднего пассажирского сиденья со стороны водителя, а ещё два USB-разъёма в задней части салона (позаботились не только о ногах задних пассажиров, но и об их информационно-технологических потребностях). Если тепло важнее, например когда вы возите в машине детей, то вместо пары USB-разъёмов можно выбрать раздельный подогрев задних сидений. Система Kessy позволяет запускать двигатель, не вставляя ключ в замок зажигания.
Старшая сестра «Октавия» подарила брату «Рапиду» заднюю камеру-«чистюлю» – с омывателем (такого тоже нет у конкурентов). На привычном месте, рядом с лючком топливного бака, скребок для льда, между прочим, с лупой – вдруг вам понадобиться рассмотреть VIN-номер или любопытного жука, который сел на стекло, приняв savannah-жёлтый автомобильчик за цветок. Под пассажирским сиденьем – дополнительная опция специально для петербуржцев. Зонтик! В подстаканнике на центральной консоли есть «домик» для смартфона, для очков – под потолком, у парковочного талона – на лобовом стекле; в ниши передних дверей вмещаются полуторалитровые бутылки, задних – поллитровые. Ну и всяческие другие полезные штучки/мелочи, типа такелажных крючков или пакета для мусора, вы будете находить в нужное время в правильных местах. В общем, это целый дом на колёсах.
Что касается колёс, тут есть из чего выбрать: от 14 до 16 дюймов. Стальные 14-дюймовые Flair для комплектации Entry и Active, 15-дюймовые Costa – для Ambition, 15-дюймовые легкосплавные Matone – для Style (всего комплектаций четыре: Entry, Active, Ambition и Style). 16-дюймовые Clubber предлагаются в трёх вариантах окраски, например на Škoda Rapid Monte Carlo устанавливаются 16-дюймовые легкосплавные диски Clubber цвета антрацит.
Что касается собственно передвижения, средством которого является автомобиль, тут название говорит само за себя: «Рапид» означает «быстрый». И скорость в нём не чувствуется: пассажиры и не заметили, как мы лихо нарушили ПДД, набрав на афинской автомагистрали 140 км/час. Для этого есть бензиновые моторы четырёх типов:
1,6 MPI: 90 л. с., максимальная скорость 185 км/час, разгон до 100 км/час за 11,4 с, расход топлива в смешанном цикле 5,8 л на 100 км, 135 г CO2/км, коробка 5-ступенчатая механическая – этот двигатель позволяет снизить цену владения автомобилем в России, он для бережливых;
1,6 MPI: 110 л. с., максимальная скорость 195 км/час, разгон до 100 км/час за 10,3 с, расход топлива в смешанном цикле 5,9 л на 100 км, 136 г CO2/км, коробка 5-ступенчатая механическая;
1,6 MPI: 110 л. с., максимальная скорость 191 км/час, разгон до 100 км/час за 11,6 с, расход топлива в смешанном цикле 6,1 л на 100 км, 142 г CO2/км, коробка 6-ступенчатая автоматическая – этот труёвый атмосферный двигатель может показаться гулким, он, пожалуй, для консерваторов и технарей;
1,4 TSI, флагманский: 125 л. с., максимальная скорость 208 км/час, разгон до 100 км/час за 9 с, расход топлива в смешанном цикле 5,5 л на 100 км, 125 г CO2/км, коробка 7-ступенчатая DSG.
Множество умных систем заботятся о своём человеке. Круиз-контроль даёт отдых правой ноге (и снова – такого у конкурентов нет). Hill-Hold Control помогает брать высоту: на уклонах более 3% автоматически удерживает автомобиль в течение двух секунд, не давая ему откатиться назад. Парктроники есть не только сзади, но и спереди, что важно для начинающих автомобилистов (и не только) – «Рапид» хорош не только в качестве такси благодаря бюджетности и практичности, но и в качестве первой машины. Усталость водителя распознаёт система Driver Alert – это уже для таксистов (и не только). Она следит за рулём и, когда замечает отклонения от обычного стиля вождения, а значит снижение концентрации внимания, рекомендует сделать перерыв.
В стандартное оснащение входят ABS, электронная система контроля курсовой устойчивости (ESC), антипробуксовочная система (TCS), электронная система распределения тормозного усилия (EBD). Система стабилизации Multi-Collision Brake, также предлагаемая уже в базе, в случае ДТП сама тормозит машину после первого же удара, чтобы не покатилась дальше в кювет к деревьям.
В случае аварии и при раскрытии подушек безопасности (до шести штук: передние, боковые и шторки для защиты головы) подача топлива и ряд электрических систем автоматически отключаются, снижая риск утечки топлива. Автоматически разблокируется центральный замок, позволяя открыть машину снаружи; включаются внутреннее освещение салона, помогая пассажирам лучше ориентироваться в темноте, и аварийная световая сигнализация. Кроме того, конструкция «Рапида» продумана на случай столкновения с пешеходом – так, чтобы минимизировать риск травмы наиболее уязвимого участника дорожного движения. По системе безопасности Euro NCAP «Рапид» получил 5 звёзд.
Следующая информация для гиков. Пользоваться смартфоном за рулём, но при этом не брать его в руки, позволяет интерфейс SmartLink (опция начиная с комплектации Ambition), поддерживающий стандарты Apple CarPlay, Android Auto и MirrorLink™. Теперь с приложениями, установленными на смартфоне, можно работать через дисплей. Если у вас возникнет вопрос по эксплуатации автомобиля, на него ответ Пауль – интерактивный помощник из приложения My Škoda: он знает, как всё работает, и за что отвечает тот или иной индикатор на приборной панели. В ближайшем будущем на российских моделях «Шкоды» появится SmartGate, которая передаёт на смартфон такие данные, как расход топлива, анализ стоимости топлива и поездки, статистика скорости, а ещё уведомления о предстоящих сервисных работах, уровне масла, или количество и коды ошибок.
А теперь, Гермес, скидывай свои таларии, они тебе больше не нужны, ведь есть Rapid Monte Carlo, и вперёд по горным дорогам к Олимпу – разносить добрые вести!
В 1936 году два чеха, Ярослав Хаусман и Зденек Поль, на автомобиле Skoda Popular приняли участие в сложном ралли под названием «Монте Карло» и вошли в число победителей, что и дало название «спортивной» линейке Škoda (версии «Монте Карло» есть и у некоторых других моделей «Шкоды»).
У спортивного «Рапида» динамичность подчёркивают чёрные декоративные элементы: накладки на решётку радиатора и корпусах наружных зеркал, на переднем и заднем спойлерах и на порогах, чёрный диффузор, трёхспицевый спортивный руль обтянут чёрной перфорированной кожей, с которой контрастирует красная декоративная строчка (кстати, рулевая колонка регулируется по высоте и вылету во всех комплектациях «Рапида»). Диски самые крупные – 16-дюймовые, заднее и боковые стекла тонированы, оттенки «металлик» для кузова, на средних стойках – эмблема Monte Carlo, спортивные сиденья, накладка на переднюю панель, стилизованная под карбон, фон приборной панели в особом спортивном стиле.
Оснащение модели основано на комплектации Ambition, в базу входят ABS, ESC, биксеноновые фары, светодиодные фонари, противотуманные фары с функцией освещения поворотов Corner, боковые подушки безопасности, задний парктроник. Опции – центральный замок с дистанционным управлением; усилитель рулевого управления; электрические передние стеклоподъемники; наружные зеркала заднего вида с электрорегулировкой и обогревом; многофункциональный дисплей Maxi-Dot; регулируемые по высоте передние сиденья; очечник; карманы на задней стороне спинок передних сидений.
На свои «Рапиды» компания «Шкода» предлагает альтернативную гарантию: 3 года и 100 тысяч километров пробега или 2 года без ограничения пробега. На 3 года даётся гарантия на лакокрасочное покрытие, на 12 лет – от сквозной коррозии.
А в финале – маленький фокус от «Шкоды». Компания снизила цены на «Рапид» в большинстве комплектаций. Исключение – Active, который подорожал на 12 тысяч рублей – до 660 тысяч рублей. Ambition же потерял в цене 11 тысяч и стал стоить 761 тысячу рублей, Style – 10 тысяч, до 807 тысяч, а Monte Carlo подешевел сразу на 21 тысяч – до 847 тысяч рублей. Это как раз в стиле хитроумного Гермеса – «кто с прибылью ведёт торги и знает, для чего мозги».