21 сентября 1910 года в Санкт-Петербурге на Комендантском аэродроме в Коломягах в присутствии Его Императорского Высочества Великого князя Александра Михайловича был открыт Первый Всероссийский праздник воздухоплавания. В историю это событие вошло еще и как первая авиакатастрофа Российской империи.
В последний день праздника во время показательного полета погиб Лев Макарович Мациевич – легендарный инженер-авиатор, придумавший авианосец. Но обо всем по порядку.
Программа праздника воздухоплавания состояла из двух авиационных недель.Это был и смотр новейшей техники, и состязания летчиков, и всевозможные аттракционы для зрителей. Например, были катания на аэропланах, воздушных шарах, дирижаблях и даже на огромных воздушных змеях.
Публика могла увидеть вблизи самые знаменитые самолеты – «Farman», «Bleriot», «Россия», «Гаккель», пилотируемые легендарными летчиками Ефимовым, Уточкиным, Пиотровским и Мациевичем.
Лев Мациевич на Первом Всероссийском празднике воздухоплавания на «Фармане» установил рекорд продолжительности полета – 44 минут 12,2 секунды и завоевал приз за точность посадки. Мациевич покатал в воздухе пассажиров, в том числе профессора Боклевского, председателя Совета Министров Столыпина (об этом был составлен специальный протокол) и вице-адмирала Яковлева.
Документально зафиксировано, что 24 сентября Мациевич запустил мотор в 5 часов 33 минуты пополудни. Ровно в шесть часов раздался пушечный выстрел, возвестивший о конце официальных полетов в этот день, но публика не расходилась, наблюдая за полетом одного из своих любимцев. «Фарман» Мациевича был на высоте 480 метров, когда зрители услышали непонятный звук. Аэроплан устремился вниз, разламываясь в воздухе на части. Летчик, опережая обломки, упал на землю.
На другой день комиссия установила причину гибели авиатора. В полете лопнула одна из проволочных растяжек перед мотором, попала в винт, натянулась и заставила лопнуть другие растяжки. Жесткость системы была нарушена, аэроплан деформировался. При попытке выправить падающую машину Мациевич сорвался с сидения и выпал из кабины.
Гибель Мациевича шокировала публику, однако, как писали газеты того времени, общество понимало, что эта первая гибель в истории авиации России не будет последней, так как путь человека к новым горизонтам всегда тернист и смертельно опасен.
Похороны авиатора из печального события превратились в демонстрацию восхищения теми, кто героически идет вперед.Кстати, два очевидца той катастрофы оставили в истории свой след. Поэт Александр Блок написал знаменитое стихотворение «Авиатор». А конструктор Глеб Котельников задумался над созданием портативного ранцевого самораскрывающегося парашюта.
Рассказывает Константин Ранкс: