Подготовка к ЧМ-2018 в Петербурге началась с бунта «VIP-водителей» – допущенные к обслуживанию высоких персон шоферы возмутились. Им еще не выплатили зарплаты за предыдущее мероприятие, Кубок конфедераций. Работодатель отговаривается сложностями с оформлением финансового отчета для FIFA, откуда и должны прийти деньги за выполненную работу. А за автографы знаменитостей, которых они возят, водители работать не готовы.
Как пишет «Фонтанка», в среду, 13 сентября, офис крупнейшего транспортного оператора Петербурга, компании «Прокси центр», оказался в осаде. Триста человек пришли требовать выплаты за работу на Кубке конфедераций. Они пригрозили вполне веским аргументом – саботажем чемпионата мира – 2018. Разом заменить такую ораву уже проверенных временем и ФСО работников вряд ли будет просто. Но сейчас денег нет – компания, регулярно обслуживающая ПМЭФы, третий месяц якобы не может составить финансовый отчет для FIFA.
Уверенная толпа прошла на второй этаж бизнес-центра на Звенигородской и заняла офис «Прокси центра». К ней вышел гендиректор Сергей Лазуткин и услышал резкое: «Где деньги?»
С 2014 года «Прокси центр» является транспортным оператором ПМЭФ, постоянно радует гостей люксовыми авто и привык исключительно к комплиментам. А тут такое.
Без церемоний с Сергеем Лазуткиным обошлись водители, работавшие на Кубке конфедераций. Проводился он с 17 июня по 2 июля в качестве генеральной репетиции чемпионата мира. Водители – непростые, большинство со знанием языков, проверенные Федеральной службой охраны, прошедшие курсы безопасного вождения, допущенные до развозки гостей уровня VIP и VVIP. За работу на Кубке они денег не получили. Всего – 14 млн рублей на триста человек. Так как «Прокси центр» выбран транспортным оператором ЧМ-2018, то сегодня, кроме денежного, возник еще один вопрос: «Как дальше жить будем?»
Нервозную атмосферу Лазуткин разряжал многословием. Так и так, за все платит FIFA, но ей нужен финансовый отчет за поездки, а его пока нет.
– Отчет – штука достаточно серьезная, – внушительно произнес бизнесмен и пообещал расплатиться до конца сентября.
– Слово даете? – взяли его в джентльменский оборот.
– Да.
– И компенсацию за задержку выплатить! – воодушевились водители. – Выньте малую толику из своего кармана.
– Никого на деньги кидать не собираемся, – перешел Лазуткин на понятный язык. – Нам еще работать на чемпионате мира.
По офису прошел скептический гул. Водители не вчера родились. Они-то знали, что зашевелились в «Прокси центре» только после их звонков в Оргкомитет «Россия-2018» – уполномоченную FIFA организацию.
– Не впадайте в крайность, – продолжил Лазуткин. – Больше не звоните в Оргкомитет. Думайте не только о своей проблеме, но и в целом о ситуации. Огромное количество ошивается журналюг и засранцев, которые только ищут повод, чтобы обгадить страну.
Водители заподозрили неладное. В офис проник патриотизм. А Сергей Николаевич уже переходил в контрнаступление:
– Деньги из воздуха не возьмутся. Даже если прокурор города сядет вот тут напротив меня и скажет «Заплати», я отвечу то же, что и вам.
Смелость Лазуткину не зачли.
– А на следующий год так же будет – бесплатно работать и потом отчета ждать? – спросили его.
– Чемпионат мира – иное. Времени на подготовку будет больше, мы подойдем взвешеннее к договорам с вами и оплате.
Кубок конфедераций стал для «Прокси центра», по сути, первой серьезной проверкой. Компания создана в 2010 году. За это время провела более трехсот мероприятий госмасштаба. Но ни одно из них несопоставимо по длительности и количеству гостей ни с Кубком, ни тем более с чемпионатом мира. Утвержденная Минтрансом концепция транспортного обеспечения ЧМ-2018 включает условия, по сравнению с которыми шалостью покажутся все ПМЭФ, вместе взятые.
Чемпионат пройдет с 14 июня по 15 июля 2018 года. «Прокси центр» обслужит восемь городов-участников из одиннадцати, включая Петербург и Москву. Транспортом должны быть обеспечены более 200 тысяч человек. Это собственно делегации и персонал FIFA, делегации команд (их 32), официальные лица матчей, члены футбольных ассоциаций (2000), почетные гости (8000), представители СМИ (более 11 тысяч), персонал. Требования к оснащению – щедрые. Например, каждая команда получит в распоряжение по два автобуса, два легковых авто, микроавтобус, грузовик и фургон. Делегации FIFA требуются 30 лимузинов, 400 автомобилей, 12 автобусов, 40 микроавтобусов. Одно лишь ее обслуживание сопоставимо с объемом работы «Прокси центра» на Кубке конфедераций. На весь турнир компания предоставила 400 транспортных средств и 596 водителей.
«Фонтанка» спросила Сергея Лазуткина, может ли он гарантировать отсутствие отчетных задержек в 2018 году: «Гарантии никто не даст. А где уверенность, что у нас чемпионат мира не отменят завтра? А где вообще гарантии, что завтра рубль не обвалится? Самое главное – умение делать правильные выводы».
Бизнесмен добавил, что вся документация по Кубку конфедераций закрывается 30 сентября и транспортный отчет для FIFA к этому времени будет готов.