Если заглянуть внутрь финской школы, то увиденное может подтвердить худшие опасения. Физкультура, не физкультура — почти все ходят в трениках. Сменной обуви нет: носки, в лучшем случае — кроксы. И ладно бы дети, но вот вы приходите в класс на родительское собрание, и учительница тоже, как бы это сказать, не при костюме. Да что учительница! Не при костюме может быть и директор школы, выступающий в актовом зале на общешкольном родительском собрании и постоянно забывающий переключить слайд своей презентации.
”Все это было бы смешно...” — привычно заведет волынку скептик. И пусть себе.
На родительских собраниях нередко бывает смешно: юмор является их непременным атрибутом в любом классе, но особенно — в младших. Рассаживаться принято за парты своих детей — на них приклеены бумажки с именами, не перепутаешь. И учителю удобно, особенно при первом знакомстве. Разумеется, любой родитель непременно засунет нос в парту - парты есть, на одного человека, с крышкой, их легко передвигать, если надо работать в паре или группой. Там в относительном (бес)порядке обнаружатся учебники, россыпь карандашей, пара тетрадочек с разрозненными строчками и рисунками и какая-нибудь мелочь, заставляющая вспомнить бессмертное ”из чего только сделаны мальчишки/девчонки”. Учебники при этом вполне могут вызвать флешбэк из собственных ”чудесных школьных лет”: дети, говорящие зверюшки, истории в картинках, короткие тексты, вопросы для домашних заданий, жирно выделенные ударные и безударные, гласные и согласные. То есть никаких ”размытых границ” предметов особо не заметно. Вполне себе ”родная речь” за второй, допустим, класс, разница только в том, что упражнения можно зачастую делать прямо в книге, куда вместо оценок ставится учителем штампик — смешная картинка, означающая, что задание выполнено. То есть не только-таки ”валяются по диванам”.
Учитель вначале почти всегда иронизирует по поводу каких-нибудь организационных неурядиц: то школьный Интернет Wilma сбоит (никогда такого не было, и вдруг опять!), то заказанные учебники не прибыли, то расписание для двух классов, разбитых на три группы, слишком запутанное… для родителей, а дети-то уже разобрались. Родители смеются — досадных мелочей и у них на работе хватает, так что психологический барьер, если и был, исчезает.
Читайте также: Первый раз в финский класс: без цветов, бантов и пафоса
Зато, как выясняется, дети почти всегда в школе молодцы: их обязательно хвалят, либо весь класс, либо на индивидуальной встрече с родителями — их конкретного ребенка. Пожилая и заслуженная первая учительница моего сына-второклассника на индивидуальной встрече с нами, так называемой ”родительской пятнадцатиминутке”, натурально ужасалась:
— Господи, как перемена — я смотрю, а его уже и нет, он во-он там по краю спортплощадки несется! Думаю, ведь споткнется, упадет! Но ведь не падает же! Как-то он так умеет, что не падает!
Плясавшие в глазах у учительницы чертики явно противоречили ее интонации, так что было понятно: на самом деле это не упрек, а похвала. Потому что на самом деле мальчики на перемене еще как падают, и треники с продранными коленками — постоянный элемент школьного ”лука”. А вот если не падает, значит, обладает хорошей координацией и реакцией — это уже достижение, отработанный и ценный навык, наряду с умением сосредотачиваться на уроке, работать в группе, аккуратно делать ”домашку”.
Конкретная похвала здесь — важный педагогический метод. Ребенку нужны взгляд и суждение взрослого человека, которому он, ребенок, доверяет, но от которого он при этом не зависит так, как от родителей. При этом детей не захваливают и с ними не сюсюкают. Первую свою учительницу Лийсу мой сын побаивался: она требовала аккуратности, так что приходилось дома оказывать ему моральную поддержку — я-то знала, что важно просто выполнить задание, но ему-то хотелось выполнить его хорошо! Во втором классе у них молодая учительница, которая ”хорошая, не командует!”. При этом, заполняя (несколько кривовато) строчки в тетради для письма, ребенок не без ехидства заметил: ”А вот если бы Лийса это увидела, она бы та-ак ругалась!”.
Замечу тут, впрочем, что Лийса, конечно, в традиционном понимании не ругалась. Но у нее была очень выразительная и точная манера речи, и пошутить над неудавшейся буквой она могла остро.
Домашние задания, понятно, являются предметом особого родительского внимания. Ведь это самая заметная для них часть школьной жизни, о которой ребенок может особо и не распространяться. Школа для него — отдельный мир, пространство со своими правилами, свободное от родительского попечения, и ему нравится чувствовать себя там независимым и взрослым. Надо сказать, что к выполнению домашних заданий в финской школе относятся внимательно, их проверяют, и на невыполнении ловят. Задания бывают обычные: письменные упражнения или столбики примеров, которые ребенку, понятно, скучны, и тут родитель может блеснуть в классической роли — усадить за уроки. Но примерно половина задачек по математике уже у в второклассников представляют собой нечто вроде головоломок, требуют ”включить голову” и найти нестандартный ход — вот их-то бывает интересно решать вместе.
Будьте, однако, готовы к тому, что учитель начнет с пристрастием интересоваться, сколько времени у ребенка уходит на ”домашку” — и если больше получаса, то с пристрастием не меньшим учитель начнет выяснять, не слишком ли сложен материал и что мешает справляться быстрее.
Единственное, чем школьнику не возбраняется заниматься часами — читать книжки. Чтение — ”пунктик” финской школы, невзирая на все техническое обеспечение, дигитализацию и размывание границ предметов. Поэтому дорогу в ближайшую библиотеку ребенок будет знать точно, даже если родители туда не заглядывают… до поры. Потому что рано или поздно придется. Учитель заставит. И это не шутка. Финская школа рассматривает родителей как основных партнеров в непростом деле образования и воспитания ребенка. И, отдавая должное их роли и авторитету, школа может в каких-то вопросах проявить настойчивость, требуя выполнения партнерских обязательств. Так что, если ребенок медленно читает, семье придется заняться внеклассным чтением, если не высыпается из-за компьютерных игр — нужно будет отбирать телефон, пусть и ценой ссоры, а если трудно завязываются отношения с одноклассниками — помогать в поиске друзей если не в школе, то во дворе, в кружках и секциях, в дружеских компаниях.
В общем, финская школа — дело семейное, и куда в большей степени, чем это может показаться поначалу. Собственно, потому здесь и не принято быть при костюме.