Самообучающийся искусственный интеллект пытается освоиться в системе российского здравоохранения, где карточки пациентов заполняют вручную. Петербург — в пионерах.
Искусственный разум, увлекающийся медициной, создали петербуржец Александр Макаров и индиец Маюр Саксена. Их проект Droice Labs призван разгрузить врача от запоминания сотен тысяч препаратов и заполнения миллионов бланков. По данным создателей аналитической системы, ежегодно в России 100 тысяч человек становятся жертвой врачебной ошибки, почти в трети случаев причина – в неправильно назначенном лекарстве.
Александр Макаров и Маюр Саксена познакомились в 2015 году в нью-йоркском Колумбийском университете. Первый к тому времени закончил Высшую школу менеджмента СПбГУ и успел поработать в московском IBM. В США приехал совершенствоваться в технологии машинного обучения. Второй занимался исследованиями в области биомедицинской инженерии и научным консультированием в Boston Consulting Group.
К созданию стартапа подталкивала сама система обучения. «Мы постоянно участвовали в различных соревнованиях и конкурсах вроде хакатонов, регулярно проводимых в университетах. У нас было несколько идей в разных областях, но из них взлетела одна — искусственный интеллект, помогающий врачам выбирать способ лечения пациента», – рассказывает Александр Макаров.
Когда врач назначает лечение, он должен проанализировать все, что знает о пациенте и лекарствах, которые могут ему помочь. В мире зарегистрировано более 500 000 препаратов, чтобы их запомнить, нужно быть гениальным доктором Хаусом. Ошибка чревата аллергией, побочными эффектами, смертью пациента.
Сейчас на помощь докторам приходят так называемые экспертные системы, но они представляют собой по сути аналог справочников, которые должен кто-то вести и обновлять и не учитывают опыта применения тех или иных комбинаций. В отличие от них нейросеть способна анализировать большие массивы данных и самообучаться: чем больше случаев она проанализирует, тем точнее назначит курс лечения. Кроме того, в отличие от ИТ-систем, основанных на правилах и медицинских калькуляторах, она может учитывать взаимосвязь всех факторов и принимать решение в условиях неопределенности, например, если какая-то часть информации является неполной или недостоверной.
Из США в Россию
Название Droice Labs является сокращением от английского Dr. choice – выбор доктора. Сначала виртуального «доктора Хауса» натаскивали на открытых данных, которые медицинские компании предоставляли для конкурсов ИТ-разработок. Команда получила призовые за ряд соревнований и гранты на полевые исследования, но провести их в США не удалось. «Из-за того, что законодательно применение таких систем не было урегулировано, врачи не хотели рисковать, применяя помощника в реальных условиях», – комментирует Александр Макаров.
А вот в России, где использование интеллектуальных систем в медицине находится в еще более зачаточном состоянии, участники рынка оказались благосклонны к экспериментам. Офис Droice Labs открыли в Петербурге. Площадку для пилотного проекта в августе 2016 года предоставила сеть клиник «Полис. Участковые врачи», проект Euromed Group, который оказывает услуги по ОМС.
Из 10 – 15 минут, которые длится прием, по крайней мере 5,5 минуты уходит на назначение лечения. Но большая часть времени – это заполнение карты и выписывание рецептов. «Все это можно автоматизировать, оставив больше времени на общение с пациентом и постановку диагноза», – говорит Александр Макаров.
По его словам, у клиники уже была информационная система, где хранились данные пациентов. В ходе приема врач дополнял карточку жалобами пациента и результатами осмотра. Droice Labs анализировала информацию и предлагала схемы лечения, в которых уже учитывались риски: краткосрочные и долгосрочные осложнения, аллергия, сочетаемость лекарств, побочные эффекты, стоимость. Также платформа самостоятельно составляет подробное описание лечения с дозировкой и графиком приема, и таким образом доктор не тратит время на лишние бумаги.
В итоге время назначения лечения сократилось с 5,5 мин. до 1,13 мин. Сравнивая данные карт пациентов до и во время применения Droice Labs, создатели платформы пришли к выводу, что жалоб на нежелательные побочные эффекты стало на 10% меньше. «Но система не только разгружает врача, но и защищает пациента от приверженности доктора определенным лекарствам, невнимательности или утомленности из-за большого потока пациентов», – объясняет Александр Макаров.
Сейчас Droice Labs используют около 300 докторов в 20 клиниках «Полис. Участковые врачи». Система проанализировала 10,5 млн медицинских карточек, 27 млн научных статей и клинических исследований, а также фармацевтические характеристики более 20 тысяч зарегистрированных в России медикаментов.
Из поликлиник в стационар
Осенью 2017 года Droice Labs начнут тестировать врачи неврологического отделения Александровской больницы. Учреждение только недавно начало внедрять электронную систему управления ресурсами. Но это не мешает клинике стартовать с передовых технологий, говорит заместитель главного врача Юлия Гуккина, уточняя, что знакомство с Droice Labs состоялось в Технопарке Петербурга, партнером которого стала больница.
Искусственный интеллект, надеются в Александровской больнице, позволит не только оптимизировать процесс, но и уменьшить риск полипрагмазии – так врачи называют избыточное назначение лекарственных средств. Дело в том, что медработники не всегда могут учесть все варианты сочетаний и противопоказания медикаментов. В итоге лечение занимает больше времени и стоит дороже для клиники, а в конечном итоге для государства.
Это вызов и для команды Droice Labs. Виртуальный помощник будет консультировать не одного специалиста, а целую команду врачей и медсестер, подсказывать количество нужных медикаментов, прогнозировать, сколько времени будет занято койко-место.
Сегодня бюджет петербургско-американского стартапа 400 тысяч долларов. В основном это призовые фонды конкурсов ИТ-разработчиков, гранты, а также вложения бизнес-ангелов и инвестфондов. После тестирования в Александровской больнице основатели планируют экспансию, а значит, потребуются новые инвестиции. Только российским рынком команда не ограничивается. Параллельно проект развивается в США. Там Droice Labs сотрудничает с несколькими крупными медицинскими сетями и предоставляет доступ к своим технологиям медицинским аналитикам.
Будет ли прорыв
Опрошенные «Фонтанкой» петербургские врачи разошлись во мнениях по поводу того, жизнеспособна ли нейросеть в отечественной системе здравоохранения. Российские медицинские учреждения к таким высоким технологиям пока не готовы, считает генеральный директор «Евромеда» Александр Абдин. «Системы помощи в принятии решения, хотя и не на нейросетях, есть и сейчас. Но их используют частные клиники, а также федеральные вроде больниц им. Алмазова, Пирогова, клиники МЧС. У поликлиник в лучшем случае есть простейшая учетная система для хозяйственной деятельности, а карточки по-прежнему ведутся вручную», – говорит он.
Кроме того, чтобы давать реальные результаты, нейросети нужен большой массив данных. «Но сейчас единой базы медицинских данных нет. Мы храним электронные карточки своих пациентов, но не знаем об истории лечения, если они проходили его до этого в другом месте. Пока этого нет, прорыва нее будет», – комментирует Александр Абдин.
«Отсутствие единой системы медицинских данных — это большая проблема», — соглашается Александр Макаров, но настаивает, что Droice Labs может быть эффективной и на локальном уровне.
Юлия Гуккина видит еще одну сложность. Чтобы работать с электронными медицинскими картами, Droice Labs придется стать оператором персональных данных или договориться о партнерстве с кем-то из действующих игроков. Но систему также можно развивать и как рекомендательный сервис для тех, кто хочет купить лекарство, но не хочет идти к врачу. Искусственный интеллект вряд ли назначит препараты лучше живого врача, но от многих рисков самолечения избавит. В перспективе у Droice Labs может появиться сервис не только для врачей, но и для пациентов — система сможет собирать жалобы и помогать в выборе лечения.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»