В Чечне попросили не показывать им фильм «Матильда». Министр Джамбулат Умаров рассказал «Фонтанке», каким должно быть кино, чтобы собрать аншлаги в республике.
С просьбой не разрешать на территории Чеченской Республики прокат фильма режиссера Алексея Учителя к министру культуры обратился глава региона Рамзан Кадыров. В Минкульте ответили, что учтут эту просьбу, а самый ярый противник картины депутат Госдумы Наталья Поклонская сообщила, что аналогичные письма подготовили руководители и других субъектов страны. Парламентарий не уточнила, отправлены ли эти обращения и сколько их, но 9 августа стало известно, что примеру Чечни последовал Дагестан.
Министр Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров пояснил в интервью «Фонтанке», что будет с теми, кто все же посмотрит кино о любви последнего российского императора и балерины польского происхождения.
- Чечня включилась в спор вокруг фильма «Матильда». Почему?
– Чеченская Республика входит в состав Российской Федерации, и это интересует чеченский народ и жителей Чеченской Республики всех национальностей. У нас живет 20 тысяч православных, у нас живет казачество, всех не перечислить. И этот вопрос не может не интересовать чеченский народ, который судьбой своей, историей своей тесно связан с русским народом. Обращение главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова к господину Мединскому с просьбой о том, чтобы этот фильм был исключен из проката, мне кажется вполне объяснимым.
Мы считаем опрометчивым шагом оскорбления в адрес отдельных исторических личностей посредством коверкания истории. Того же последнего русского государя-императора, особенно если это так или иначе приурочено к столетию того кошмара, который произошел в октябре-ноябре 1918 года (в зависимости от старого или нового календаря). Та катастрофа кровавая, которая там произошла. Игра фактами, особенно когда это выражено в таком массовом искусстве, как кино, неприемлема.
Человек, который уже канонизирован Русской православной церковью, человек, который был убиен вместе со всей своей семьей большевиками, заслуживает исторического почитания собственного народа. Никто не был бы против этой картины, если бы там не было явной подтасовки, попытки подогнать факты под историю, которая была бы уместна где-нибудь на подмостках Голливуда, но не здесь, в России, где живет более 200 народностей. И каждый из этих народов, между прочим, очень сильно надеется на укрепление великой российской державы. Это был маленький ветреный роман Кшесинской. И когда Николай женился на Александре Федоровне, она очень долго не хотела принимать православие, но потом его приняла, и эта свадьба стала возможной.
Николай Александрович от всей души любил свою супругу, до самых последних своих дней. Чеченский народ, который героически проявил себя на полях сражения в Первую мировую войну, мои предки, тоже внесли свою лепту в строительство славы Российского государства, меня тоже коробит эта неправда. Жаль, что у нас много разговоров о картине, я уже по трейлеру вижу, что она низкопробна.
- Каким образом можно ограничить прокат фильма в отдельно взятом регионе РФ? Мы видим публичную переписку главы Чечни Рамзана Кадырова и Министерства культуры, но что будет дальше, не понимаем. Можете прояснить последовательность действий?
– Никаких таких шагов со стороны главы Чеченской Республики, которые бы противоречили законодательству Российской Федерации, никто не дождется. Все, что было в рамках закона возможно, Рамзан Ахматович сделал и будет делать для того, чтобы такого рода пасквили, кинематографические в том числе, не будоражили разум простых людей.
- Если показ фильма в Чечне не будет общедоступным, его можно будет увидеть на каком-то специально показе не для всех? Вы будете смотреть этот фильм?
– Лично я фильм обязан буду посмотреть для того, чтобы дальше полемизировать на эту тему и понять, до чего дошел этот режиссер в полнометражной картине, господин Учитель. И попытаться все-таки доказать сторонникам этого фильма, что эта картина оскорбляет и чувства верующих, и патриотов, и вообще простых людей, которые заслуживают исторической правды.
- Алексей Учитель предложил Рамзану Кадырову посмотреть фильм. Режиссёр готов его показать, несмотря на то, что фильм ещё не готов и не вышел в прокат. Говорит, что нужно смотреть самому, а не слушать советы Натальи Поклонской. Пригласите его в Чечню?
– Ну, это уже, как вы понимаете, выходит за рамки нашего с вами разговора. Это уже дело господина Учителя и главы Чеченской Республики. Как я могу комментировать это? Конечно, если Рамзан Ахматович захочет, он посмотрит этот фильм. Хотя я, честно говоря, сомневаюсь в этом. Сложно сказать, какой будет дальнейшая реакция, алгоритм дальнейших действий главы республики. Ещё раз повторяю, вряд ли мнение Рамзана Ахматовича изменится, даже если он решит посмотреть эту картину. Того, что я увидел в трейлере фильма, лично для меня вполне достаточно. Для меня немыслимо, чтобы русского царя и государственного деятеля, который считался помазанником божьим вплоть до самой смерти, играл нерусский человек. Его должен играть русский человек. Да, есть гениальные актёры, которые могут сыграть любые роли. Но я не знаю ни одного русского актёра, который в иностранном фильме сыграл бы Генриха VIII (король Англии в 1509 – 1547 гг. – Прим. ред.) или Людовика XVI (король Франции в 1774 – 1792 гг. – Прим. ред.).
- А кто бы справился из российских актёров?
– Думаю, что французов возмутила бы даже попытка сыграть их монарха нашими актёрами. А про исполнителя Николая Второго… В своё время я был потрясён блестящей игрой Олега Янковского, который сыграл русского императора (фильм Марка Захарова «Шут Балакирев». – Прим. ред.). К сожалению, его больше нет с нами. Не думаю, что наша театральная элита оскудела. Считаю, что можно было бы поискать и найти достойного актёра. Иностранный актёр – это другой менталитет, другая духовность, другая культура. Она не выше и не ниже. Она другая.
- Если Учитель приедет в Чечню без приглашения, ему удастся показать свой фильм?
– Думаю, что вряд ли. Но это только моё мнение. Показать кому? Если даже гипотетически представить, что эта картина будет показана на территории Чеченской Республики, уверяю вас, она здесь успехом пользоваться не будет. Просто из-за постельных сцен, которые есть уже в трейлере. У чеченцев другой менталитет. У нас другое видение таких понятий, как «любовь» и «брак».
- Главное, чтобы проблем у того, кто вдруг решит показать у вас этот фильм, не возникло.
– Ну что вы. Если бы этот фильм и прошёл в наших кинотеатрах, он бы сам любовался собой. Вряд ли чеченцы пошли бы смотреть этот фильм. Мы любим те фильмы, которые можно смотреть всей семьёй.
- А какой фильм в Чечне у зрителей был наиболее востребованным и популярным, который выходил в прокат?
– У нас очень хорошо прошёл фильм о Брестской крепости. Это был фильм-откровение. Кинематографический трактат. Его с удовольствием смотрели все народы. Могу сказать, как чеченец: режиссёр не поленился показать тот прекрасный эпизод, когда чеченцы и ингуши, которые находились в рядах гарнизона, самоотверженно встретили врага. Брест ведь был тогда самым западным рубежом нашей страны. И вот эти 400 солдат – чеченцев, ингушей, русских, тоже призванных из Чечни, – приняли пламя фашистского вторжения на себя. Актёр, который там снимался в главной роли, сам рассказывал, что, когда готовился к роли, нашёл в архивных документах интересный эпизод о том, что чеченцы с русскими молодыми курсантами продолжали воевать, даже когда им предлагали смениться. Они говорили: «Лучше пусть погибнем мы, у нас остались дети, а у вас ещё никого нет».
- Все ли фильмы общероссийского проката показывают у вас? Кто и как решает, что будет идти в кино, например, в Грозном?
– Мне сложно вам рассказать про всю цепочку принятия таких решений, но у нас всё происходит так же, как и в других частях Российской Федерации. У нас органы государственной власти не вмешиваются во все эти кинематографические дела. Это же процесс творческий. Фильмы, которые есть в прокате, они идут и у нас. Есть ленты, которые нам нравятся, есть те, которые не нравятся, но мы – субъект Российской Федерации, поэтому мы не можем выбирать, что надо показывать, а что нет. В случае с фильмом «Матильда» – это совершенно недопустимая история.
- Сколько кинотеатров в Чечне сейчас? Как с заполняемостью залов дела обстоят? Аншлаги бывают?
– У нас аншлаги всегда, когда нам предлагают доброе, полезное, красивое, чему-то учащее, обогащающее духовно кино. Такого кино в советском, российском прокате вполне достаточно. Но не такие, с позволения сказать, фривольные картины. Фильм Алексея Учителя имеет место быть где-нибудь в прокате там, где это смотреть можно. Это не наше кино, хоть я и не киновед и не искусствовед.
- Глава Духовного собрания мусульман России и муфтий Москвы Альбир Крганов предложил тем, кто не согласен со взглядом режиссера Алексея Учителя, снять блокбастер о жизни императора Николая II. «Еще краше, чтобы мир увидел и ахнул», – сказал господин Крганов агентству «Интерфакс». Эта инициатива имеет смысл, она будет успешной?
– Не ради альтернативы, а ради осмысления и, может быть, преображения эта историческая личность заслуживает того, чтобы о ней был снят мощный, глубокий, заставляющий думать фильм. Эта идея должна найти своё творческое отображение в творческих головах режиссёров, литераторов и историков. Это должна быть совместная работа. Не просто фантазия Учителя или кого-либо ещё. Это тяжелейшая совместная работа.
- О каком герое чеченской земли стоило бы снять фильм для общероссийского проката?
– Вы попали в точку. У меня есть мечта. Я очень надеюсь, что когда-нибудь будет снят правдивый фильм о спасителе чеченского народа – первом президенте Чеченской Республики Ахмат Хаджи Кадырове. Надеюсь, что тогда люди глубже узнают и увидят правду о том, как чеченский народ обретал лидера. Благодаря этому лидеру чеченский народ осознал себя достойной единицей в дружной семье российских народов. Все патриотические импульсы у нас исходят из Чеченской Республики именно благодаря этому лидеру и его духовному наследнику – главе республики Рамзану Ахматовичу Кадырову. Эти импульсы исходят для того, чтобы укреплять нашу страну. В таком фильме вряд ли кто-то сможет сыграть, кроме чеченца. Это должен быть человек, живущий по канонам ислама, любящий и свою малую, и свою большую Родину, человек, который будет готов пожертвовать своей собственной жизнью ради благополучия своего народа. Такой фильм разбудил бы не только Россию, но и весь мир. Потому что Ахмат Хаджи был ещё и одним из самых авторитетных лидеров исламского мира.
- У режиссёра Алексея Учителя есть шанс снять такой фильм?
– Вряд ли. Мне кажется, что через призму режиссёра Алексея Учителя вряд ли можно даже приблизиться к тому, чтобы снять такой мощный и патриотический фильм. Алексей, видимо, немного дрейфует в сторону каких-то коммерческих интересов и сенсаций, чрезмерного внимания к своей особе.
- Возвращаясь к «Матильде»... Если люди будут смотреть фильм сами дома, купив его на цифровых площадках и онлайн-кинотеатрах, это будет осуждаться в Чечне?
– Ну, если кому-то всё-таки, так или иначе, захочется его посмотреть, он его посмотрит. У меня такое ощущение, что кем-то специально подогревается интерес к этой картине. Осуждать зрителя никто не будет. Зачем? Это личное дело каждого человека.
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»